Методический семинар с вложенным текстовым файлом, презентацией с тестом (открывается в отдельном браузере) Скачать
Образование как составная часть культурной системы общества чутко реагирует на все происходящие социально-культурные изменения. Процессы глобализации, рост культурного многообразия, развитие миграционных процессов ставят перед образованием задачи формирования уважительной атмосферы в классах, продуктивной учебной деятельности в условиях многообразия культур и формирования личности, способной к успешной самореализации в поликультурной среде.
Решение современных вызовов общества возлагается на поликультурное образование, в рамках которого широко применяется парадигмальный подход.
Поликультурное образование развивается в рамках традиционной, технократической и гуманитарной парадигм.
В традиционной парадигме поликультурного образования происходит приобщение учащихся к «общечеловеческим» ценностям, включение ученика зрителем-участником в поликультурные эмоционально-насыщенные события: традиционные этнокультурные праздники, фестивали, концерты, выставки и др. В процессе такого диалога происходит освоение учеником ценностных отношений авторитетного для него лица.
В технократической парадигме происходит приобретение научных знаний о поликультурном мире. Культурные явления трансформируются через поликультурную призму, происходит усвоение знаний с учётом точки зрения различных культур.
В гуманитарной парадигме происходит утверждение поликультурных ценностей в окружающей жизни, учащиеся осваивают активную жизненную позицию. Педагогическая позиция здесь – это поддержка. Педагоги побуждают учащихся к коллективным способам работы, консультируют во время переговоров и помогают наладить процесс взаимодействия. А также происходит вовлечение ученика во взаимодействие с представителями разных культур в широкой социальной действительности.
Рассмотрим реализацию программы «История Нырьинского поселения» в МБОУ «СОШ с.Нырья» Кукморского муниципального района РТ исходя из позиций полипарадигамльного подхода. На первом этапе реализуются принципы традиционной парадигмы. Главенствующими являются объяснительно-иллюстративные или репродуктивные методы поликультурного образования. Наиболее распространёнными являются рассказ учителя, представителей различных культур, объяснение новых культурных ценностей, наблюдение, лекция, консультация, работа с учебником, демонстрация видеофильмов, диалог или дискуссия с целью присвоения ценностей авторитетных лиц, разделяющих ценности межкультурного взаимодействия, усвоение знаний через включение ученика зрителем-участником в традиционные этнокультурные праздники, фестивали, концерты, выставки.
При изучении темы «Легенды о происхождении деревень» организовываются встречи и диалог с пожилыми людьми округи, с людьми хорошо осведомленными в топографических легендах. Многочисленные презентации, подготовленные школьниками, позволяют расширить тему «Легенды о происхождении речек, оврагов, рощ, гор». Презентации помогают увидеть своими глазами места, о которых существуют интересные легенды. А ежегодно в конце учебного года организовываются экскурсии по родным местам. В результате учащимся предоставляется возможность увидеть изученный материал своими глазами, самостоятельного открытия известных в округе мест.
Занятие по теме «Праздники, обряды, традиции» вносит элементы инсценировки, в результате учащиеся выступают не просто в качестве зрителей, но и участников. Наиболее интересную форму эта тема приобретает в мероприятии «Вечер дружбы», проводимой ежегодно в январе с приглашением родителей учащихся, представителей старшего поколения. Вечер превращается в фестиваль обрядов и традиций народов, живущих в округе.
В технократической парадигме учащимся предоставляются различные знания о родной и других культурах в сопоставлении. На занятиях учащиеся становятся «исследователями собственной этнической культуры», выполняют задания по изучению и демонстрации этнокультурного наследия своей местности и проводят параллели с историей других культур и народов.
В ходе реализации программы постоянно подчёркивается культурное и социальное разнообразие общества во всей полноте. Например, процессы коллективизации, репрессий и раскулачивания рассматриваются с разных позиций, при котором учащимся прививается ценностное, уважительное отношение к прошлому своего народа. Например, тема «Промыслы» в рамках этой парадигмы изучается в сравнении с деятельностью людей по региону и стране, также проводится сопоставительный анализ промыслов прошлого с занятиями современного села.
Широко используются на занятиях элементы технологии развития критического мышления, которые помогают преломлять программный материал с разных точек зрения и культурных позиций. Любимыми приёмами для учащихся являются: кластер, синквейн, чтение с остановками, корзина идей и т.д. В «Корзина идей» ценность представляют все предположения учащихся как подтверждающиеся материалами учебного пособия, так и не нашедшие в них отражения, потому что они могут открыть возможности для конструирования новых индивидуальных образовательных траекторий. Приём «Шесть шляп мышления» позволяет критически рассмотреть изучаемый материал, формирует поликультурное мышление у ученика, они приобретают навыки трансформации материала через поликультурную призму. Этот приём помогает увидеть культурное разнообразие мира.
Широко используются и тестовые технологии. Наряду с готовыми тестами при помощи редактора ЕasyQuizzy создаём и свои, таким образом работа приобретает творческий характер. Полезным в плане развития поликультурного образования явился и сам проект по переводу интерфейса редактора ЕasyQuizzy на удмуртский язык. В ходе перевода интерфейса программы пришлось параллельно работать над пятью языками: удмуртским, русским, татарским, английским и немецким.
В рамках гуманитарной парадигмы личность ребенка занимает центральное место. Целью становится поддержка и развитие личности ученика, заложение синергетических механизмов, формирование у учащихся устойчивого поведения по нахождению взаимообогащающих решений и действий в поликультурном мире.
В ходе реализации программы прививается ценностное отношение к различным историко-культурным периодам. Образовательный процесс организовывается в русле диалога, развития, творчества и интеграции. Учащиеся становятся проводниками поликультурных ценностей в социокультурном пространстве села, не только под руководством учителя, но и самостоятельно.
Реализация гуманитарной парадигмы является одним из сложных, но востребованных. Наиболее оптимальным является проектная технология, которая стимулирует активное взаимодействие учащихся с социумом. Педагогическая позиция заключается в поддержке творческого поиска ученика при построении индивидуальной образовательной траектории.
Таким образом, условия для эффективной и результативной организации поликультурного образования предоставляет полипарадигмальный подход, который помогает понять возможности и риски внедрения каждой из парадигм. Например, традиционная парадигма ориентирована на знания, нормы и стандарты, но мало учитывает личность участников образовательного процесса. Технократическая парадигма преломляет мир через призму поликультурности. Явления рассматриваются с разных точек зрения, развивается критическое мышление, но при этом технократическая парадигма имеет регламентирующий, алгоритмизированный, программированный характер. Оптимальные условия для творчества и саморазвития предоставляет гуманитарная парадигма. Но эта парадигма успешно реализуется только при активном усвоении учащимися ценностей традиционной и технократической парадигм. Только при таком полипарадигмальном подходе можно сформировать личность, поведение которой определяется чувствительностью к культурным различиям, уважением к уникальности культуры каждого народа, терпимостью к необычному поведению, желанием позитивно относиться ко всему неожиданному, готовностью реагировать на изменения, гибкостью в принятии оптимальных решений и отсутствием культурных предрассудков.