Архив автора: shukowwt

Термины. Специальные слова (профессионализмы). Жаргонизмы.

Скачать материал можно на сайте http://shukowwt.ucoz.ru/ СКАЧАТЬ

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты

Личностные УУД:

  • учащиеся развивают учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • учащиеся планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Коммуникативные УУД:

  • учащиеся адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, владеют диалогической формой речи.

Познавательные УУД:

— осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников

Предметные:

Ученики учатся:

Распределять слова по тематическим группам, осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и ситуацией общения

Основные понятия: термины, специальные слова, профессионализмы, жаргонизмы

Межпредметные связи:  литература

Предметно-образовательная среда:
Учебник «Русский язык. 6 класс. под ред. Е.А. Быстровой», М.: «Русское слово», 2013 г.; проектор, экран, презентация, опорные схемы, тексты, алгоритм проверки лексики ограниченного потребления, эталоны для самопроверки, тестовые задания, оценочные листы

Формы работы на уроке: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах.

Методы: наглядный, словесный, репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

На уроке реализуются принципы: доступности, научности, наглядности.
Ход урока

 

  1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Ученики. Здравствуйте!

Учитель. Наш сегодняшний урок мы начнём с афоризма – английского критика, лексикографа, эссеиста и поэта эпохи Просвещения Сэмюэла Джонсона «Язык – одежда мыслей». Как вы думаете, что хотел сказать         С. Джонсон этими словами?

Ученики. Свои мысли мы выражаем словами. Мы должны быть внимательными к своему языку, словам, которые мы используем. Мы не можем надеть любую одежду, это зависит от того, куда мы идём, с какой целью одеваемся, какая погода на улице… Мы должны грамотно выражать свои мысли, подбирать уместные  слова. Одежда многое может рассказать о человеке. Наши мысли, ум и воспитанность проявляются через слова, нашу речь. Действительно, наш язык является одеждой наших мыслей.

Учитель. Правильно. А употребления каких слов мы должны избегать в своей повседневной речи?

Ученики. Наряду с общеупотребительными словами имеется и лексика ограниченного употребления: диалектизмы, термины, профессионализмы и жаргонизмы. Эти слова встречаются в речи людей  или живущих на одной территории, или принадлежащих к одной профессии либо к определённой социальной группе. Поэтому при употреблении этих слов, мы должны быть осторожны.

 

II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5 мин.)

Учитель. Ребята, насколько хорошо вы усвоили диалеектизмы, мы узнаем из проверки нашего домашнего задания. Для этого мы разделимся на группы:

кто выполнил 1 задание – 1 группа,

2 задание – 2 группа,

3задание – 3 группа

4 задание – 4 группа.

(кто выполнил несколько заданий, выбирает группу по возрастающей, учащиеся проверяют задания по образцу)

На выполнение задания 1 минута.

Эталон для 1-й группы.

Диалектные слова: цыбуля, кавун, макуха.

Общеупотребительные слова: огурец, тыква, небо.

Эталон для 2-й группы.

Общеупотребительные слова Диалектизмы
Ива, жмых, пусть, завязка, ощипывать, дуршлаг, или, чердак, лестница Верба, макуха, поворозка, скубать, цедылок, чи, горище, дробына

Эталон для 3-й группы

Диалектные слова в тексте Н.Краснова: кажи, послухаемо, агромадными, чи, шо, хто, тоби, це, казав, ведьмак, дывлюсь, нема, робить.

Текст Н.Краснова

«- А сказать тебе, почему лошадь слушается человека?

— Ну, кажи, кажи. Послухаемо.

— Заметь, какой у лошади глаз. Выпуклый. Как лупа. Значит, все перед ней в увеличенном виде. Представляешь, какими она видит нас! Агромадными великанами! Ну и боится. Потому и слушается.

— Чи ты дурень, чи шо? Хто тоби це казав?

— Ведьмак жил у нас в деревне…

— Брешет твой ведьмак! Лошадь не потому подчиняется, что боится, а потому, что доверяет, любит… Дывлюсь я, Ершов, зачем ты тут? Возле коня тоби нема шо робить. Ты не казак!»

4 группа – творческое задание. Ребята зачитывают по очереди диалектные слова, выписанные из художественных произведений, приводят нейтральные синонимы. Например, А.С. Пушкин «Зимнее утро»: «вечор» — вчера, «запречь» — запрячь…

Учитель. Поднимите карточки с весёлыми смайликами те, у кого не было ошибок, с нейтральными у кого 1-2 ошибки, у кого больше – грустный смайлик? Почему были допущены ошибки?

(Ученики в своих группах объясняют причины своих ошибок).

Учитель. Почему наряду с диалектизмами термины, профессионализмы и жаргонизмы не являются общеупотребительными словами?

Ученики. Эти слова встречаются в речи людей принадлежащих только к одной профессии или лишь к определённой социальной группе, поэтому они не входят в состав общеупотребительных слов.

Учитель. А вы сможете распределять термины, профессионализмы и жаргонизмы по тематическим группам, выбирать и употреблять их в соответствии со значением и ситуацией общения?

Ученики. Нет. Мы пока затрудняемся.

Учитель. Каких знаний и умений нам не хватает, что мы знаем? Заполняем нашу таблицу ЗХУ: я знаю/ хочу узнать. На выполнение задание 1 минута.

 

III. Выявление места и причины затруднения. ( 5 минут)

Учитель. Ребята, чтобы расширить наши знания о терминах, профессионализмах и жаргонизмах, мы заполним таблицу, со словами данными ниже. При выполнении задания опирайтесь на таблицу. Время на выполнение задания 2 мин.

Понятия Сфера употребления Примеры
Термины Обычно используются в научной и учебной литературе, научных докладах и сообщениях. Предложение, словосочетание, трапеция, параллелограмм
Специальные слова (профессионализмы) Употребляются в художественной литературе, чтобы показать специфику, особенности труда, быта, общения. Беседка- подвесное сиденье,кошка -небольшой якорь.

 

Жаргонные слова (жаргонизмы) В непринуждённой беседе училка/учиха — учительницапара — двойка

трояк — тройка

шпора — шпаргалка

математичка, русичка, историчка и т.д. — учителя по математике, русскому языку, истории

контра — контрольная работа

домашка — домашнее задание

 

Термины Профессионализмы Жаргонизмы

Винда, чувак, лексика, поршень, дробь, гёлфренд, антоним, джобать, стихотворение, прилагательное, грунтовать, уравнение, крутой, баранка, хата, рифма, заглючил

(ученики выполняют индивидуально)

Учитель. Теперь обменяйтесь тетрадями, осуществляем взаимопроверку по эталону.

Эталон:

Термины Профессионализмы Жаргонизмы
рифма, дробь, прилагательное, лексика, антоним, стихотворение, уравнение поршень, баранка, грунтовать, скальпель Винда, джобать, заглючил, чувак, гёлфренд, крутой, хата

Учитель. Ребята, все ли выполнили задание правильно, что является для вас непонятным, вызывает затруднения?  Почему?

Ученики. Мы не всегда можем правильно распределить слова по тематическим группам, не можем дать полный исчерпывающий ответ на вопрос: что такое термины, профессионализмы и жаргонизмы.

Учитель. Заполняем нашу таблицу ЗХУ: я знаю/ хочу узнать. На выполнение задания 1 минута.

  1. I Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство). (10 минут)

Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Ученики. Научиться распределять слова по тематическим группам, научиться использовать слова в соответствии с их значением и ситуацией общения, также оценивать собственную  и чужую речь с точки зрения точности, уместности и выразительности.

Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?

Ученики. Термины. Специальные слова (профессионализмы). Жаргонизмы.

Учитель. Сейчас разделимся на 3 группы и будем рисовать на ватмане кластер. 1 группа на тему «Термины», а 2 группа – «Профессионализмы» и 3 группа – «Жаргонизмы». При выполнении данного задания обращаемся к правилам учебника. Время на выполнение — 5 минут.

Примерный образец: Кластер«Термины»:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кластер «Профессионализмы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кластер «Жаргонизмы»:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель. Каждая группа объясняет свою работу. Всё ли у Вас получилось?

(Учащиеся демонстрируют свои работы).

 

  1. Реализация построения проекта (7 мин.)

Учитель. Ребята, используя правила из учебника, наш кластер и алгоритм, ответьте на вопросы и заполните индивидуально следующую таблицу письменно.

Понятия Определение Сфера употребления Примеры

— Какие слова называются терминами? Какова сфера их употребления? Приведите примеры терминов.

— Какие слова называются профессионализмами? Сфера употребления и с какой целью употребляются профессионализмы?

— Какие слова называются жаргонизмами? Где используются жаргонизмы? Приведите примеры жаргонизмов.

Учитель. Все завершили работу? Объясните соседу по парте свои записи, опираясь на примерный образец:

Учитель. Кто выполнил задание без ошибок? Какие ошибки были допущены и почему? Как преодолеть затруднение при определении терминов, профессионализмов и жаргонизмов?

Ученики. Обратиться к эталону.

Учитель. Выполните письменно задания, которые могут встретиться на ОГЭ:

А. В каком словосочетании есть профессионализм?

  • орфоэпические нормы;
  • приятная улыбка;
  • медвежья берлога;
  • бронзовый памятник

Б. Замените просторечное слово «смазал» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(17)На следующий день, после того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал…

В. Замените просторечное слово «обалденный» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(14)Мама на следующий же день потащила Веньку в магазин, где они купили обалденный, как ему тогда в горячке показалось, бежевый пиджак

Учитель. Обменяйтесь с соседом по парте. Проверяем по эталону. Все правильно определили? Какое задание у вас вызвало затруднение и почему? Поставьте на полях знак  «+», у кого нет ошибок и «-», если есть ошибки.

Эталон:

А: Орфоэпические нормы.

Б: ударил.

В: замечательный

Физкультминутка. Эмоциональная разрядка:

  • нахмуриться, как рассерженный человек
  • улыбнуться, как ребенок, который увидел чудо
  • устать, как папа после работы,
  • отдохнуть как ребёнок, который много потрудился.

 

  1. VI. Первичное закрепление во внешней речи (5 мин).

1.Фронтальная работа.

Учитель. Найдите и объясните «ошибки»: Ноздрёв всячески страшал Чичикова.

Ученики. Страшал — диалектизм

Учитель: Манилов надеялся, что Чичиков станет его крышей.

Ученики: Крышей — жаргонизм

Учитель:  С трудом можно было узнать, из чего состояла одёжка Плюшкина. Ученики: Одёжка — диалект.

Учитель:  Манилов долго трепался с Чичиковым.

Ученики: Трепался — жаргонизм

2.Работа в группах.

Учитель. Прочитайте текст упражнение 91, назовите правильно слова с пропущенными буквами. Объясните правописание слов. Назовите термины, объясните их.

3.Индивидуальное задание.

Учитель. Прочитайте текст упражнение 93, назовите правильно слова с пропущенными буквами. Объясните правописание слов. Назовите профессионализмы – синонимы к слову зайчонок. Какие охотничьи слова вы слышали или знаете? Объясните их значение.

Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? Заполняем таблицу ЗХУ (1 мин.).

 

VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону (3 мин).

Учитель. Ребята, распределите следующие слова по этим трём группам:

  1. Профессионализмы:
  2. Жаргонизмы:
  3. Термины:
    Державка, зависнуть ( о компьютере) , винт (винчестер), фонема, капуста (деньги), косинус, отксерить ( сделать копию на ксероксе), интеграл, морфема, грузить ( обременять ненужной информацией), клеиться (ухаживать), салага ( молодой неопытный моряк), подвал (нижняя часть газетной страницы), рогач (приспособления для того, чтобы доставать посуду из печки), идеализм, ляп (опечатка), шнурки (родители), наезжать (обижать), интерференция, глючить (работать с неполадками), отвалить (оставить в покое), баксы, аппликатура, клево, анабиоз, клево, брательник.

Учитель. Завершили работу? Обменяйтесь тетрадями, проверяем по эталону. Поставьте на полях знак  «+», у кого нет ошибок и «-», если есть ошибки. Почему были допущены ошибки?

Эталон:

  1. Профессионализмы: державка, винт, отксерить, салага, подвал, рогач, ляп, глючить.
  2. Жаргонизмы: зависнуть, капуста, грузить, клеиться, шнурки, наезжать, отвалить, баксы, клево, брательник.
  3. Термины: фонема, косинус, интеграл, морфема, идеализм, инференция, аппликатура, анабиоз

 

VIII. Включение в систему знаний и повторение (5 мин).

Учитель. Для отработки навыков практического применения нового знания выполним упражнение 95. Прочитайте отрывок из книги С.Лавровой «Русский язык: страницы истории».

1.Фронтальная работа.

Учитель. Понятно ли вам, о чем говорил Ванечка  (см.первый абзац)?

-Прикинь аппарат мой летит по Фуршатской, только кегли в стороны шарахаются! Пулемётчик притих, руками арбузную корку придерживает. Прикинь, разве не круто?

Выпишите жаргонизмы. Уместно ли употребление   жаргонизмов в речи?

Проверка по эталону.

Жаргонизмы: прикинь, аппарат, летит, кегли, шарахаются, пулемётчик, арбузную корку, круто.

  1. Групповая работа.

Учитель. «Переведите» на литературный язык, используя общеупотребительную лексику, то, чём говорил Ванечка.

Проверка по эталону.

Представь себе, мотоцикл мой мчится по Фуршатской улице ,только  колёса бросаются из стороны в сторону. Пассажир притих, руками мотошлем придерживает. Разве это не замечательно?

  1. Индивидуальное задание.

Учитель. Перечитайте последний абзац текста.

Во все времена  молодёжь пыталась говорить на своем языке. Сленг байкеров (мотоциклистов) уйдёт в небытие точно так же, как в своё время ушёл жаргон нигилистов XIX века, футуристов начала XX , хиппи 60-х

Согласны ли вы с мнением автора. Порассуждайте об этом.

Проверка по эталону.

Судьба сленговых слов и выражений неодинакова: одни из них с течением времени настолько приживаются, что переходят в общеупотребительный язык; другие существуют лишь какое-то время вместе со своими носителями, а затем забываются даже ими, не доживая до физической смерти последних.

Сленг байкеров, считаю, забудется. Во-первых, сущностной характеристикой сленга выступает то, что он не предназначен для того, чтобы быть понятным для всех. Она порой превращается в непереводимую игру слов. Во-вторых, сленг сочетает в себе некоторую грубость, эмоциональную отстраненность. А грубость не способна жить долго. В-третьих,  известно, что молодые люди все-таки весьма избирательны в выборе языковых средств для общения с разными категориями людей.

Таким образом, лексика байкеров может исчезнуть так же, как в своё время ушёл жаргон нигилистов XIX века, футуристов начала XX , хиппи 60-х

Учитель. Осуществляем самооценку. Поставьте на полях знак  «+», если нет ошибок и «-», если были ошибки.

1Х. Рефлексия учебной деятельности (3 мин).

Учитель. Чему был посвящен урок?

Ученики. Терминам, специальной лексике, жаргонизмам.

Учитель. Чему мы научились?

Ученики. Распределять слова по тематическим группам. Выбирать и употреблять слова в своей речи в зависимости от их значения и ситуации общения.

Учитель. Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их, опираясь на свою таблицу ЗХУ, а также знаки «+» и «-» на полях тетради:

  • .сегодня я узнал…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…
  • преимущественно в книжной речи употребляются …
  • преимущественно в устной речи употребляются…

Учитель. Об особенностях употребления книжной и разговорной лексики мы поговорим на следующем уроке. Сейчас я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1.«Что я могу рассказать о профессионализмах и жаргонизмах»

2.Сочинение  « Профессия моих родителей. Профессионализмы, которые они часто употребляют на работе»

3.Составить «Словарик  жаргонизмов школьника»

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – поэма об историческом прошлом Руси

Материал можно скачать с сайта http://shukowwt.ucoz.ru/ СКАЧАТЬ

Тема урока: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»  –  поэма об историческом прошлом Руси

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты

Личностные УУД:

  • учащиеся формируют осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • учащиеся планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Коммуникативные УУД:

  • учащиеся адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, владеют диалогической формой речи.

Познавательные УУД:

— осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Предметные:

Ученики учатся:

оценивать характеры героев, их поступки; понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; овладеть знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.

Основные понятия: опричнина, земщина,  купечество, кулачные бои, домострой

Межпредметные связи:  история, искусство

Предметно-образовательная среда:
Учебник «Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В.Я Коровина и др.», М.: «Просвещение», 2013 г.; проектор, экран, презентация, опорные схемы, тексты, эталоны для самопроверки, тестовые задания, оценочные листы

Формы работы на уроке: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах.

Методы: наглядный, словесный, репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

На уроке реализуются принципы: доступности, научности, наглядности.

 

Ход урока. 

 

  1. Мотивация к учебной деятельности (1 мин.) 9.55-9.56 Слайд 1

Учитель.  Здравствуйте, ребята!

Ученики. Здравствуйте!

Учитель. Ребята, улыбнитесь и поприветствуйте друг друга. Сегодня на ваших партах имеются смайлики. И в конце урока вы их подарите тому, кто активнее всего работал на уроке или помогал тебе. И сами будьте активны, ведь кто-то, возможно, подарит свой смайлик и тебе.

  1. II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5 мин.) 9.56-10.01 Слайд 2

Учитель. Наш урок мы начнём с традиционной проверки домашнего задания. Какое произведение мы сейчас изучаем?

Ученики. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Учитель. А кто написал эту поэму?

Ученики. Михаил Юрьевич Лермонтов.

Учитель. Правильно. Дома вы внимательно прочитали поэму, посмотрели по сноскам или по словарю незнакомые слова. Насколько внимательно вы выполнили эти задания мы узнаем в течение урока, а сейчас проверим ваши вопросы по прочитанной поэме. Свой вопрос прочитает … Кому адресуешь свой вопрос? (Ученики по цепочке задают друг другу вопросы и отвечают на них)

III. Выявление места и причины затруднения. ( 3 минут)10.01-10.04 Слайд 3!

Учитель. Молодцы, ребята! А сейчас разберём высказывание В.Г. Белинского:

«Поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в историческое прошедшее».

Учитель. О каком поэте он говорит?

Ученики. О Михаиле Юрьевиче Лермонтове.

Учитель. Что он говорит о нём?

Ученики. Он не удовлетворен настоящим, и он перенесся в историческое прошлое.

Учитель. В какую историческую эпоху он перенесся?

Ученики. В эпоху царя Ивана Грозного.

Учитель. Что вы можете рассказать об Иване Грозном, об опричниках, о жизни купцов, о семейных традициях на Руси 16 века?..

Ученики. Подробно ответить на эти вопросы мы затрудняемся.

  1. I Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство). (10 минут) 10.04-10.14 (Слайд не переключать!!!)

Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Ученики. Расширить знания об Иване Грозном, об опричниках, о жизни купцов, о семейных традициях на Руси в 16 веке.

Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?

Ученики. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» — это поэма об историческом прошлом Руси

Слайд 4

Учитель. Сейчас разделимся на 2 группы и будем рисовать на листке Приложение 2 кластер. Тема кластера «Эпоха царя Ивана Грозного» При выполнении данного задания обращаемся к Приложению №1. Время на выполнение — 5 минут.

Карамзин Н.М. «История государства Российского» (адаптированный текст)

Но сей государь был тиран!

После казней людей, обвиненных в измене  государству, Иван Грозный начал создавать дружину — опричнину. В главе дружины сидели Алексей Басманов, Малюта Скуратов, князь Афанасий Вяземский и другие любимцы царя. К ним приводили молодых бояр, которые отличались не достоинствами, а силой, удальством, распутством, готовностью на все. Было важно, чтобы молодые опричники не имели никакой связи со знатными боярами. Неизвестность, самая низость происхождения вменялась им в достоинство. Вместо тысячи царь избрал 6000 опричников и взял с них присягу служить ему верою и правдою, доносить на изменников, не дружить ни с кем кроме опричников, не знать ни отца, ни матери, знать единственно царя. За то Иван Грозный дал им не только земли, но и дома и всю собственность старых владельцев, которых выгнали из своего дома. Многие из них были люди заслуженные, израненные в битвах, с женами и детьми шли зимою пешком в отдаленные пустые поместья. Опричники из нищих сделались большими господами, они хотели богатой жизнью украсить свою подлость, любили деньги, брали с крестьян большие налоги, заставляли много трудиться.

Скоро увидели, что Иван Грозный предает всю Россию в жертву своим опричным: они были всегда правы в судах, а на них не было ни суда, ни управы. Опричник мог совершать злодеяния, преступления, а в случае жалобы на него брал штраф.

Иногда слуга опричника, исполняя волю господина, с некоторыми вещами прятался в доме купца или дворянина. Опричник заявлял якобы о его бегстве, якобы он украл у него вещи, находил своего беглеца с вещью и штрафовал с невинного хозяина пятьсот, тысячу или более рублей. Не было никакой жалости: нужно было сразу заплатить, иначе должника выводили на площадь и секли его всенародно до выплаты денег.

Иногда опричник сам замечал что-нибудь ценное в купеческой лавке. Затем возвращался с приставом и якобы за украденную у него вещь разорял купца. Иногда, схватив человека на улице, вели его в суд, якобы он обидел, бранился. Ведь обидеть или бранить опричника означало оскорбить самого царя. В таком случае невинный человек спасался от телесной казни тягостной денежной платой.

Одним словом, люди земские, от дворян, купцов до простых граждан, были безгласны, беззащитны против опричников. Чем более народ ненавидел опричников, тем более государь им доверял. Затейливый ум Иоаннов изобрел достойный символ для своих ревностных слуг: они ездили всегда с собачьими головами и с метлами, привязанными к седлам, в ознаменование того, что грызут врагов царя и метут Россию.

(Каждая группа защищает свой кластер).

Примерный кластер:

  1. Реализация построения проекта (7 мин.) 10.14-10.21 Слайд 5

Учитель. Ребята, а теперь заполним следующую таблицу:

Персонаж Эпитеты, характеристика
Царь Иван Грозный
Опричник Кирибеевич
Купец Калашников
Алёна Дмитриевна

Для выполнения этого задания обращаемся к учебнику. Ученики под №1 описывают царя Ивана Грозного, №2 – молодого опричника Кирибеевича, №3 – купца Калашникова, №4 – Алёну Дмитриевну

Ученики заполняют таблицу в группах. Примерный образец:

Персонаж Эпитеты, характеристика
Царь Иван Грозный брови черные, очи зоркие, подозрительный, властный, добрый к опричнику, казнит Калашникова, обещает позаботиться о семье купца
Опричник Кирибеевич удалой боец, буйный молодец, широка грудь, дума крепкая, недостойный раб царя, лукавый раб, разбойник, охульник, молодой, красивый, сильный, хвастливый, бусурманский сын
Купец Калашников молодой купец, статный молодец, смелый купец, удалой боец, речь ласковая, глава семьи, дома, опора семьи, защитник чести, жены и всего своего рода, старший брат, красно солнышко, лихой боец, душа грешная
Алёна Дмитриевна замужняя, венчанная в церкви, верная жена, русская красавица, любит мужа, семью, ухаживания Кирибеевича считает своим страшным позором

Учитель. У всех ли получилось? У кого нет? Почему?

(рефлексия выполненной работы)

  1. VI. Первичное закрепление во внешней речи (5 м). 10.21-10.26 Слайд 6,7,8!

Учитель. А теперь первая группа защищает героев, а вторая группа – осуждает. Можете консультироваться друг с другом, если кто знает – сразу отвечаем.

Персонаж Эпитеты, характеристика Вопросы
Царь Иван Грозный брови черные, очи зоркие, подозрительный, властный, добрый к опричнику, казнит Калашникова, обещает позаботиться о семье купца Милостив или жесток?
Опричник Кирибеевич удалой боец, буйный молодец, широка грудь, дума крепкая, недостойный раб царя, лукавый раб, разбойник, охульник, молодой, красивый, сильный, хвастливый, бусурманский сын Удалой боец или охульник?
Купец Калашников молодой купец, статный молодец, смелый купец, удалой боец, речь ласковая, глава семьи, дома, опора семьи, защитник чести, жены и всего своего рода, старший брат, красно солнышко, лихой боец, душа грешная Защитник чести или убийца?

(Учащиеся по группам осуждают и защищают героев).

VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону (4 мин). 10.26-10.30

(Слайд не включать!!!)

Учитель. А сейчас индивидуальные задания для учащихся в формате ЕГЭ (адаптированное). Выполните задания на листочке:

Задание В2. Укажите жанр произведения «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

А) Поэма Б) Романс В) Сказание

Задание В3. Назовите средство характеристики героя, строящееся на описании его внешнего облика:

«Ходит плавно – будто лебёдушка;

Смотрит сладко – как голубушка;

Молвит слово – соловей поёт;

Горят щёки её румяные,

Как заря на небе Божием;

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетённые,

По плечам бегут, извиваются,

С грудью белою цалуются».

А) Олицетворение Б) Портрет В) Диалог

Задание В4. Установите  соответствие  между  персонажами  и  их  характеристиками.  К  каждой  позиции  первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца:

Персонажи Характеристики
А) Иван Грозный 1) любит семью
Б) Кирибеевич 2) подозрительный, властный
В) Калашников 3) бусурманский сын, охульник
Г) Алёна Дмитриевна 4) глава семьи, дома

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

Задание В5. Как называлась дружина, служащая Ивану Грозному верою и правдою?

А) Гвардия Б) Казаки В) Опричнина

Задание В6. Как  называется  использованная  в  данном  фрагменте  форма  общения  между  персонажами, основанная на обмене репликами?

«Ты скажи, скажи, Еремеевна,

А куда девалась, затаилася

В такой поздний час Алёна Дмитриевна?

А что детки мои любезные –

Чай, забегались, заигралися,

Спозаранку спать уложилися?»

«Господин ты мой, Степан Парамонович,

Я скажу тебе диво дивное…»

А) Портрет Б) Диалог В) Характеристика

Учитель. Завершили задание? Обменяйтесь листочками с партнерами по плечу. Взаимопроверка по эталону. Если правильно выполнено задание, на полях ставим «+», если есть ошибка – «-»

Слайд 9

Эталон:

В2 – А) Поэма

В3 – Б) Портрет

В4 —

А Б В Г
2 3 4 1

В5 – В) Опричнина

В6 – Б) Диалог

VIII. Включение в систему знаний и повторение (6 мин). 10.30 – 10.36 Слайд 10

Учитель. Как мы видим, герои нашей поэмы очень сложные, противоречивые. Эта сложность характеров литературных героев всегда привлекала кинематографистов, театральных режиссёров. Но у «Песни про купца Калашникова» история особая. Нет ни одного фильма, снятого по ней, практически не ставятся спектакли. Хотя в 1908 году сняли фильм, чёрно-белый, немой, но и он был утерян. А интересно было бы посмотреть фильм или спектакль по этому произведению?

Ученики. Да.

Учитель. Тогда представьте ситуацию: «Вы режиссёр театра, где готовится постановка спектакля «Песня про купца Калашникова». Составьте рекомендации для актёров, претендующих на исполнение роли Ивана Грозного».  Каким способом вы бы стали составлять эти рекомендации? Что в них отразили бы?

-Ученики. В рекомендациях надо показать актёру, как он должен выглядеть, как себя вести, разговаривать, какую черту характера подчеркнуть и т.д.

(Составление рекомендаций в опорной схеме)

Опорная схема:

1Х. Рефлексия учебной деятельности (4 мин). 10.36-10.40 Слайд 11

Учитель. Чему был посвящен урок?

Ученики. Изображению эпохи Ивана Грозного в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Учитель. А теперь попробуйте завершить эти фразы:

сегодня я узнал…

было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

мне захотелось…

(ответы учащихся)

Слайд 12

Учитель. Запишите домашнее задание: составить рекомендации для актеров по другим героям (минимум по одному герою)

(Комментированное выставление оценок)

А сейчас подошло время для подарков. Подарите свой смайлик тому, кто активнее всего работал на уроке, помогал тебе.

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                         

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ с.Нырья» Жукова Владимира Туймурзовича 2015-2020 гг.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ с.Нырья» Жукова Владимира Туймурзовича 2015-2020 годы

Цель  профессионального  развития

  1. В течение учебного года продолжать изучать и использовать современные технологии, методики для  организации учебно-познавательной деятельности, поддержания, сохранения  здоровья, повышения качества обучения  на адаптивном уроке.
  2. Разработать рабочие программы по предметам, программу по воспитанию, тестовые задания, уроки (конспекты), внеклассные мероприятия.
  3. Продолжить практическую работу по теме  «Поликультурное образование как средство формирования современной личности», определить ее влияние на результаты обучения, развития, здоровья учащихся, представить  практический материал в форме творческого отчета в методический кабинет.

Задачи:

  1. продолжение внедрения инновационных технологий, методик в преподавание русского языка, литературы, повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания русского языка и литературы.
  2. изучение психологических и возрастных особенностей школьников
  3. проведение целенаправленной работы с одарёнными детьми
  4. создание условий:
  • для проявления творческих способностей учащихся на уроках,
  • для развития таких качеств, как ответственность и самостоятельность в приобретении необходимых знаний по предмету.
  1. разработка и внедрение в практику образовательной деятельности рабочих (авторских) программ по преподаваемым предметам с применением ИКТ
  2. разработка методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках реализуемой инновации;
  3. разработка и апробация программы ОЭР по использованию ИКТ в учебно-воспитательной работе.

Ожидаемые результаты:

  • повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета,
  • разработка, апробирование и рецензирование в ИРО РТ методических пособий, статьей, учебных рабочих программ, сценариев внеклассных мероприятий с применением ИКТ,
  • разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплектов педагогических разработок;
  • разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме,
  • доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с  самообобщением опыта.

Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи

Формы самообразования:

  • индивидуальная – через индивидуальный план,
  • групповая – через участие в деятельности школьного и районного методических объединений учителей русского языка и литературы, а также через участие в жизни школы.

 

  1. Работа по теме самообразования.

 

Содержание деятельности Сроки Форма представления Где, когда, кем заслушивается
1. Разработка практического материала  по теме «Поликультурное образование как средство формирования современной личности»

2. Разработать учебные занятия   по творческой теме «Поликультурное образование как средство формирования современной личности»

3.Опыт работы по теме представить на МО учителей русского языка и литературы.

4.Закончить работу по данной теме в 2015-2020 учебном году

Сентябрь-октябрь 2015 г. Разработки уроков, методического материала

 

 

Заседание МО

 

  1. Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС

 

Вопросы введения ФГОС Литература, нормативные правовые документы Задачи использования

литературных источников

Сроки

 

Форма отчетности
Изучение основополагающего документа Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Изучение совокупности требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования В течение

2015-2016уч. года

Круглый

стол в рамках

заседания МО

учителей филологического цикла предметов. Участие в обсуждении.

Требования к результатам освоения ООП

 

Фундаментальное ядро содержания общего образования. Стандарты второго

поколения

Изучение базового документа, необходимого для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и

пособий.

В течение 2015-2016 уч.

года

Требования к результатам освоения ООП Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Изучение изменённого содержания образования по предметам В течение 2015-2016 уч.года
Формирование УУД 1. Методические рекомендации по формированию УУД средствами различных учебных предметов

2. Система формирования поликультурной личности  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта второго поколения

В течение 2015-2020 уч.года Аннотация к прочитанному материалу

 

 

  1. Разработка методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию обновлённого учебно-воспитательного процесса

 

Задачи или содержание деятельности Сроки Форма представления результатов Где и кем заслушивается отчёт о выполнении работы
Корректировка и уточнение рабочих

программ по учебным предметам.

 

Осень 2015-2016 уч.года

Осень 2016-2017 уч.года

Осень 2017-2018 уч.года

Осень 2018-2019 уч.года

Осень 2019-2020 уч.года

Календарно-тематические планы в соответствии с содержанием рабочих

программ по предметам.

Приказ директора школы
Разработка для своего класса программы

развития и воспитания обучающихся

2015-2016  уч.год Программа развития и воспитания

обучающихся

Октябрь 2015 года

Заседание МО классных

руководителей при зам. директоре по УВР

Составление (выбор) комплексных

проверочных работ

В течение учебного года Методические рекомендации по содержанию и проведению комплексных проверочных работ Заседание МО учителей филологического цикла предметов в течение учебного года
Внедрение новой формы накопительной оценки (портфель достижений учащихся) В течение 2015-2016уч.г.

2016-2017 уч.г.

2017-2018  уч.г.

2018-2019 уч. г.

2019-2020 уч.г

Портфель достижений обучающихся

 

Заседание МО учителей русского языка и литературы  «Реализация технологии  Портфель достижений в образовательном

процессе  в условиях

введения ФГОС»

Выявление и отбор способов и средств формировании УУД у обучающихся (анализ учебников, отбор системы заданий и пр.) В течение учебного

года

Методические разработки Анализ «Методической копилки педагогического опыта» на заседаниях МО учителей русского языка и литературы
Разработка сценариев уроков в

соответствии с требованием ФГОС

В течение учебного

года

Размещение на персональном сайте.

 

  1. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

 

Тема, задачи Сроки Форма представления опыта Где и кем заслушивается отчёт о выполнении работы
Выступление на заседании МО учителей

«Поликультурное образование как средство формирования современной личности»

Август 2018 года Доклад с презентацией МО учителей
Открытое внеурочное мероприятие

 

Февраль 2017 МО учителей русского языка и литературы
Выступление на заседании МО учителей начальных классов Февраль Сообщение МО учителей начальных классов
Участие в профессиональных конкурсах (в т.ч. дистанционных) разного уровня В течение года Участие МО учителей русского языка и литературы
Поддержание регулярно обновляемого сайта В течение учебного года

 

  1. Участие в системе школьной, районной методической работы

 

Школьное мероприятие Сроки Выполняемые виды работ
Заседание МО учителей русского языка и литературы В течение учебного года методическая взаимопомощь,

представление опыта работы. (Выступление)

Дни науки Март 2016 года Подготовка обучающихся, педагогическое сопровождение участников конференции

Участие учеников в конференции

Предметные недели В течение учебного года Организационно-педагогические

мероприятия в рамках плана предметной недели

Подборка информационных ресурсов Интернета В течение учебного года Создание методической копилки учителя русского языка и литературы

 

 Участие во Всероссийских конкурсах по русскому языку В течение года

 

Программы и

учебно-тематические

планы.

Учебные рабочие программы,

Тестирующие

Программы,

Методико-дидактические

материалы

Конспекты мероприятий, в том числе и посещенных

Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

 

Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

 

В течение года

 

В течение года

 

Проводить открытые уроки для коллег по работе В течение года

 

 

  1. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы

 

Темы курсов Место прохождения курсов Сроки Форма отчёта о результатах подготовки (курсовые работы, рефераты, открытые уроки и др.)
Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках русского языка и литературы. По возможности Получение документа государственного образца

 

  1. Работа по подготовке других учителей школы к введению ФГОС

 

Формы работы с учителями Темы мероприятий Сроки
Консультации Оказание профессиональной помощи коллегам по вопросам педагогической деятельности В течение года
Открытое занятие Представление опыта конструирования занятия в соответствии с требованием ФГОС Февраль 2016

 

Информационно-технологические технологии 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2.Обзор в Интернете информации по русскому языку и литературе, педагогике и психологии.

3.Участвовать в ОЭР школы по данному направлению.

4.Создать персональный сайт и ежемесячно его пополнять.

5.Провести мастер-класс «ИКТ на уроках»

6.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

Комплекты методико-дидактических электронных материалов

 

2015- 2020
Охрана здоровья Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 2015- 2020

 

 

 

 

Адаптация плеера iSpring QuizMaker 7 при составлении теста на немецком языке по тексту “Weiter reichende Veränderungen“

СКАЧАТЬ

Комбинированный урок немецкого языка и информатики в 11 классе в рамках акции «Час кода»

Описание конкурсного проекта «Час кода»

  1. Тип урока — комбинированный урок немецкого языка и информатики
  2. Цели урока: развивать логическое мышление, навыки работы с компьютерными программами, используя межпредметные знания.
  3. Задачи урока. Образовательные задачи: подготовка к групповой коммуникации по теме «Адаптация плеера iSpring QuizMaker 7 при составлении теста на немецком языке по тексту «Weiter reichende Veränderungen», активизация знакомой лексики по теме, введение новой лексики для составления на немецком языке тестового редактора iSpring QuizMaker Развивающие задачи: развитие  логического мышления, умение перерабатывать техническую информацию при составлении мультилингвального тестового редактора, умение сравнивать, сопоставлять информацию, развивать навыки перевода

Практические задачи: учить применять знакомую лексику в различных видах деятельности, в т.ч. при редактировании программы iSpring QuizMaker 7, составить тест, строить предложения, высказывать свои мысли в  логической последовательности.

  1. Краткое описание хода урока. В начале урока проходит актуализация лексики на техническую и экологическую тематику, которая необходима для дальнейшей работы на уроке. В процессе решения теста „Ökologie“ учащиеся не только актуализируют знания по экологической теме, но и акцентируют внимание на техническую сторону тестовой программы. Затем класс делится на 2 группы: переводчиков, которые переводят технические термины с русского и английского языков на немецкий язык, и техников, которые вводят различные команды (технические термины) на немецком языке в программу. После завершения адаптации программы iSpring QuizMaker 7 составляют и апробируют тест на немецком языке по тексту «Weit reichende Veränderungen». Подведение итога урока. Домашнее задание по составлению своего теста с использованием  программы iSpring QuizMaker 7 является логическим продолжением работы на уроке и послужит базой для работы на следующих занятиях.

  2. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока. Обеспечение учащихся всеми формами работы с помощью компьютера: индивидуальной, групповой, фронтальной. Организация среды активного вовлечения в познавательный процесс средствами мультимедиа. Применение диалоговых форм, способствующих интеллектуальному развитию учащихся.Уметь перерабатывать техническую информацию при составлении мультилингвального тестового редактора iSpring QuizMaker 7

 

Подробный конспект урока.

 

Организационная информация
Тема урока Адаптация плеера iSpring QuizMaker 7 при составлении теста на немецком языке по тексту «Weit reichende Veränderungen»
Предмет Немецкий язык, информатика
Класс 11 класс
Автор урока (ФИО, должность) Жуков Владимир Туймурзович, учитель немецкого языка
Образовательное учреждение Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Нырья» Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Методическая информация
Тип урока Комбинированный урок немецкого языка и информатики
Цели урока Развивать логическое мышление, навыки работы с компьютерными программами, используя межпредметные знания.
Задачи урока

Образовательные задачи: подготовка к групповой коммуникации по теме «Адаптация плеера iSpring QuizMaker 7 при составлении теста на немецком языке по тексту «Weiter reichende Veränderungen», активизация знакомой лексики по теме, введение новой лексики для  составления на немецком языке тестового редактора iSpring QuizMaker 7.

Развивающие задачи: развитие  логического мышления, умение перерабатывать техническую информацию при составлении мультилингвального тестового редактора, умение сравнивать, сопоставлять информацию, развивать навыки перевода

Практические задачи: учить применять знакомую лексику в различных видах деятельности, в т.ч. при редактировании программы iSpring QuizMaker 7, составить тест, строить предложения, высказывать свои мысли в  логической последовательности.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Принцип научности(урок объединен одной сюжетной линией),принцип проблемности (проблемное изложение учебного материала),принцип наглядности (при обучении соблюдалась мера в наглядном представлении  изучаемого материала); принцип доступности (постепенное усложнение материала); принцип завершенности (переход от одного этапа к другому осуществляется с установкой факта усвоения) Используемые методы — это организация применения учебного материала.

Время реализации урока 45минут
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Навык работы в группе, концентрировать внимание, объективно оценивать себя и одноклассников, навыки работы с компьютерными программами, используя межпредметные знания.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер

Мультимедийное оборудование

Презентация к уроку в программе PowerPoint

Тестовая программа EasyQuizzy для решения готового теста и iSpring QuizMaker 7 для адаптации плеера на немецкий язык и составления нового теста

Дидактическое обеспечение урока Работа содержит фотографии, картинки
Список учебной и дополнительной литературы Deutsch 11 Klasse: учеб.для общеобразовательных учреждений И.Л.Бим, 2010
Мотивация учащихся — в процессе обучения ученик при помощи своей группы и учителя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности;- яркая подача  практического материала позволяет заинтересовать учащихся;- Презентация дает возможность максимально детализировать сведения
Подробное описание всех этапов урока

1.     Начало урока.

 Die Informationstechnik stellt ein Bindeglied zwischen der klassischen Elektrotechnik und der (relativ jungen) Informatik dar. Entwicklungen der IT haben in den letzten Jahrzehnten viele Lebensbereiche verändert, so neben der Wirtschaft auch die Wissenschaft. Hierbei ist auch die Erforschung und Entwicklung der Mensch-Computer-Interaktion zunehmend relevant geworden. Ich glaube, dass jeder Schüler in die Informatik und Programmieren lernen wird. Das wird bei der Entwicklung logisches Denken helfen, die Fähigkeit der unabhängigen Problemlösung entwickeln und zusätzliche Chance für Kreativität geben. (слайд2)

 Heute sprechen wir über Anpassung iSpring Quiz 7 Players in der Herstellung des Tests durch den Text «Weiter reichende Veränderungen».

 

2.     Фонетическая зарядка. Lesen Sie alle Wörter, die Sie brauchen, 1) um Umweltprobleme zu charakterisieren 2) um allgemeine Geschäftsbedingungen für Informatik zu nennen

3.     Речевая зарядка.

 Die Klasse wird in zwei Gruppen eingeteilt. Beantworten Sie die Frage: “Was bedeutet die Natur für Sie?” Eine Gruppe nennt positive Assoziationen, und eine andere Gruppe negative Assoziationen, z.B. 1) Die Natur schützen 2) Die Umwelt veschmutzen…

4.     Актуализация знаний. Введение нового материала

1)    Kennen Sie die deutschen Wörter? Lösen Sie den Test (решение теста на сайте учителя http://shukowwt.ucoz.ru/load/nauchno_metodicheskie_razrabotki/okologie/3-1-0-124

2)    Versuchen Sie den Test erneut und übersetzt ins Russisch Fachbegriffe

 

5.     1. Практическая часть урока – перевод и адаптация плеера iSpring Quiz 7 для работы на немецком языке.

Heute werden wir über Anpassung iSpring QuizMaker 7 Players in Deutsch arbeiten. Leider hat der Player die Profile nur Inschrift in russischer und englischer Sprache. Wir werden alle Inschriften in Deutsch übersetzen. Eingeteilen Sie in zwei Gruppen. Die erste Gruppe ist Dolmetscher, Sie müssen russische Inschriften in Deutsch übersetzen. Die zweite Gruppe ist technische Gruppe, Sie müssen alle Inschriften in Deutsch in iSpring QuizMaker 7 Player drucken

1)    Результат работы 1 группы дан в приложении 1.

2)    Инструкция для 2 группы по редактированию надписей и сообщений дана по ссылке http://www.ispring.ru/help/7/index.jsp?topic=/presenter.7/desktop/universal_player/text_labels.html

 

6.     2. Практическая часть урока – составление и апробация теста на немецком языке по тексту «Weit reichende Veränderungen»

(Готовый тест дан в приложении 2)

 

7.     Рефлексия

1)    Übersetzen Sie in Russisch diese Begriffe. Gruppen stellen Fragen zueinander: Was bedeutet das Wort/ Was bedeuten die Wortverbindungen…

2)    Gruppen nennen die Umweltprobleme aus dem Text

 

8.     Подведение итогов работы на уроке

 

9.     Домашнее задание. Hausaufgabe

Machen Sie einen Test zum Thema «Ökologie» mit dem Programm iSpring QuizMaker 7

Рефлексия деятельности на уроке Самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме, сравнивать, анализировать1)    Перевести на русский язык термины, используемые при адаптации плеера на немецкий язык: Gruppen stellen Fragen zueinander: Was bedeutet das Wort/ Was bedeuten die Wortverbindungen…2)    Назвать основные эколгические бедствия, названные в тексте: Gruppen nennen die Umweltprobleme aus dem Text
Домашнее задание Составить тест на тему «Ökologie» с использованием прграммы iSpring QuizMaker 7
Дополнительная необходимая информация           Наглядность повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, позволяет преодолеть утомляемость.Разнообразие форм организации и видов учебной деятельности данной разработки позволяет активизировать деятельность обучающихся на всех этапах, поддерживает их вовлеченность в работу на протяжении всего урока, способствует эффективному использованию учебного времени.
Ссылки на использованные интернет-ресурсы 1)    Тест «Ökologie» http://shukowwt.ucoz.ru/load/nauchno_metodicheskie_razrabotki/okologie/3-1-0-1242)    Инструкция по составлению мультилингвального редактора http://www.ispring.ru/help/7/index.jsp?topic=/presenter.7/desktop/universal_player/text_labels.html
В помощь учителю
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить Мультимедийная презентация дает возможность: получать необходимые сведения на каждом этапе урока;информировать учащихся в наглядной форме
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Следующий урок по теме „Die Umweltprobleme des 21. Jahrhunderts“ В начале урока Führe eine Umfrage in deiner Klasse durch. Interessiere dich, welche Umweltprobleme sind für sie aktuell. Warum?  должна быть организована работа с использованием тех заданий, которые учащиеся делали на  предыдущем уроке.

Другое

Урок по теме “ Адаптация плеера iSpring QuizMaker 7 при составлении теста на немецком языке по тексту «Weit reichende Veränderungen»” в 11 классе проводится в конце 1 полугодия. В конце изучения темы можно провести конференцию «Die Umweltprobleme des 21. Jahrhunderts»  Так как к этому  времени в процессе обучения будут достигнуты конкретные цели учебно-познавательной деятельности.

 

Патриотическое воспитание школьников во внеклассной работе

СКАЧАТЬ

Любить свою Родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому.

Белинский В.Г.

 

Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания и гражданского мировоззрения, воспитанию личности, готового внести свой вклад по защите и развитию Родины.

Цель патриотического воспитания развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу, высокой ответственности и дисциплинированности.

Для достижения этой цели при работе с классом  в рамках проекта «Патриот» реализуются следующие задачи:

Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, национальным традициям и обычаям своего народа, формирующим высокую духовность школьника.

-Воспитание уважительного отношения к своим родным и близким, истории своей семьи и рода.

-Воспитание потребности знать историю и культуру своей страны, фольклор и этнографию своего народа, родной язык.

-Воспитание уважительного отношения к национальным героям своей страны, ветеранам войны и труда.

-Привлечение учащихся к поисковой работе и волонтерскому движению.

-Привлечение учащихся к активной общественной работе на благо родного края, деревни.

-Оказание посильной помощи престарелым людям на дому, работа в библиотеках и музеях. Помощь в поиске забытых имен в архивах.

-Подготовка внеклассных мероприятий и выступлений для ветеранов, престарелых.

Воспитание патриотизма и интернационализма, терпимости и уважительного отношения к людям, в т.ч. различных национальностей, религий и социальных групп.

-Воспитание уважительного отношения к Российской армии, ее лучшим представителям и традициям.

-Праздники военных династий, встречи с выпускниками, посвятившими свою жизнь защите Отечества.

-Трудовые десанты, субботники, трудовые акции и проекты.

-Развитие навыков самоуправления.

-Знакомство с миром профессий, экскурсии и посещение трудовых коллективов.

-Знакомство с народными ремеслами, профессиями сельского хозяйства

— Привитие здорового образа жизни, интереса к спорту

-Приобщение к жизни в рыночных условиях.

 Основополагающие принципы и направления их реализации

Среди основополагающих принципов патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются

  • научность;
  • гуманизм;
  • демократизм;
  • приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
  • системность, преемственность и непрерывность в развитии школьников;
  • многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
  • направленность воспитания на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
  • тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

Основные направления:

Духовно-нравственное осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении.

В рамках этого направления проводится работа по развитию высокой культуры и образованности: ведётся мониторинг качества и успеваемости класса, проводится анализ общего уровня образованности и пути повышения качества знаний как класса в целом, так и отдельных учащихся. В частности повышение качества и успеваемости связывается с повышением ответственности к своим учебным обязанностям, к соблюдению дисциплины на уроках.  Это отмечается как на ученических, так и на родительских собраниях. Анализируется и уровень общей культуры и поведения по школе. Во время ежедневных воспитательных минут обсуждаются допущенные нарушения учениками, замечания со стороны дежурных классов, других учащихся и учителей. Запланированы и проводятся мероприятия по формированию высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма. Например, коллективизм проявляется при подготовке и проведении общешкольных внеклассных мероприятий, таких как «Осенний бал», «Бал-Маскарад» и другие. К данным мероприятиям учащиеся готовятся самостоятельно, роль классного руководителя заключается только в консультациях.

Историческое познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве.

Историческое направление включает изучение многовековой истории России, а также роли нашей малой Родины в судьбе России. При изучении истории Нырьинского края помогает учебное пособие «История Нырьинского поселения» под моим авторством и учителя истории Федотовой В.И. Данное учебное пособие включает историю нашего края с древнейших времён до нашей современности. Здесь показывается роль наших предков в судьбе России и мировой истории. С использованием данного пособия мной разработаны следующие классные часы: «Знаменитые люди нашей школы», «История родной школы», «Защитник отечества – какой он», «Наши обычаи и традиции» и другие. Это учебное пособие разъясняет особенности менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.

Реализации исторического направления помогает и сайт нашей школы http://nirja.ucoz.ru/. Здесь имеется целый раздел «Патриотическое воспитание», где имеются материалы о воинах-фронтовиках «Они вернулись с победой», а также много другой информации для патриотического воспитания наших школьников.

Политико-правовое формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны.

Это направление включает ознакомление с законами государства. В ноябре проводятся беседы на правовую тематику, в т.ч. классный час «Конституция Республики Татарстан», а в декабре – «Конституция Российской Федерации». Учащимся систематически напоминаются необходимость соблюдения республиканских и федеральных Законов, а также других правил и норм, например, «Правила поведения школьников», по мере надобности проводятся с ними инструктажи.

Февраль месяц в нашей школе полностью посвящён военно-патриотической подготовке. В рамках этого месячника проводятся ряд мероприятий по повышению военно-патриотической культуры учащихся, прививается любовь к воинской службе, учащиеся приобретают компетенции по обеспечению личной и общественной безопасности.

Интернациональное воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.

Интернациональное направление включает любовь и преданность своей Родине, своему народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному служению обществу и государству. Проводится пропаганда идей интернационализма, дружбы народов, воспитание школьников в атмосфере  любви к своей национальности и уважения к людям других национальностей и культур, стремлением сохранения и развития своей национальной культуры, в т.ч. родного языка.

С целью сохранения и развития удмуртской культуры и языка создан сайт для школьников http://nirja.ru/, на этом сайте учащиеся публикуют свои работы по удмуртскому языку и литературе. Отрадно то, что многие мероприятия в школе проводятся в единстве культур удмуртского, татарского и русского народов, например, новогодние праздники. А пиком интернационального воспитания является месячник родных культур, проводимый в январе.

Осуществить задачи по реализации интернационального направления в условиях многонациональной школы позволяет поликультурное образование, в рамках которого мной применяется полипарадигмальный подход. Например, традиционная парадигма ориентирована на сформирование знаний, норм и стандартов. Происходит ознакомление с особенностями быта, истории, культуры наших народов. Технократическая парадигма помогает преломлять мир через призму поликультурности. Информация рассматривается с разных точек зрения, развивается критическое мышление. Оптимальные условия для творчества и саморазвития учащихся предоставляет гуманитарная парадигма, в рамках которой активно реализуются различные жизненно-актуальные проекты не только под руководством  учителя, но и самостоятельно. Например, наши ученики включаются в культурно-массовые и спортивные мероприятия, проводимые на уровне сельского поселения или района. В каникулярное время включаются и в трудовую деятельность. Такой комплексный подход по поликультурному воспитанию гармонично развивает личность, способствует её успешной социализации и самореализации в современном динамично развивающемся, глобальном и поликультурном обществе.

Профессионально-деятельностное формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач.

Данное направление включает мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

В рамках этого направления проводятся беседы об ответственном отношении к учебно-воспитательной деятельности, к основным обязанностям учащихся. Проводятся классные часы и беседы, в которых прославляется человек труда, профессии, связанные с малой Родиной. Ученики в летнее каникулярное время активно включаются в трудовую деятельность в таких областях как торговля, сельское хозяйство, строительство, механизация и другие, а также работают на пришкольном участке. В осенний период включаются на уборку выращенного за лето урожая.

Психологическое формирование у школьников высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, формирование важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в обществе.

Оно включает изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в школе, профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности, преодоление стресса. В этом направлении постоянно проводятся беседы и мероприятия по улучшению психологической атмосферы в классе и взаимоотношений между учениками. По мере надобности проводятся инструктажи по оптимальному поведению в обществе. Проводится профилактика вредных привычек, асоциального поведения, пропагандируется здоровый образ жизни. Эти мероприятия тесно связаны с физкультурно-спортивным направлением.

Физкультурно-спортивное пропаганда здорового образа жизни.

У всех учеников в классе сформировано положительное отношение к физической культуре и спорту. Более половины из которых посещают различные спортивные секции, такие как баскетбол, лыжные гонки, национальная борьба, каратэ-кёкусинкай. Ученики активно включаются к сдаче норм ГТО. Они предпочитают активный образ жизни, например, в декабре совместно с родителями  посетили ледовый дворец в п. Лесхоз Сабинского района. В дальнейшем планируем новые посещения катков, другие формы активного отдыха, экскурсии. Систематически проводится борьба с вредными привычками, такими как курение, употребление алкогольных и токсических веществ.

Все эти направления патриотического воспитания органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической воспитательной деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами патриотического воспитания. Такой комплексный подход даёт должный результат в воспитательной работе с учениками.

 

Эссе «Я — учитель»

СКАЧАТЬ

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян…

Д.И. Менделеев 

 

С раннего детства мне знакома профессия учителя. Мне нравилась не только внешняя сторона, когда учитель стоит у доски, объясняет учебный материал или вовлекает нас в интересные дела, но и та, где учитель является родным человеком. Мне повезло, мой отец был учителем немецкого языка. Я с детства видел, как он готовится к урокам, переживает за своих учащихся, радуется их успехам. Поэтому у меня не было особых проблем с выбором профессии. Несмотря на то, что он уже давно на заслуженном отдыхе, он интересуется делами в школе, часто даёт мне советы, рекомендации. Удивительно, что его советы очень актуальны и сегодня. Это любовь и внимание к детям, создание условий для развития и успешной социализации учащихся, самоотдача в работе, постоянный творческий поиск и потребность в самосовершенствовании.

В своей работе стараюсь помочь каждому ученику проявить и раскрыть свои лучшие качества, научить самостоятельно осмысливать явления жизни, создавать ценностную картину мира, а не просто складывать в памяти до следующей контрольной, ЕГЭ или других «лучших времён» определённую сумму знаний. Зачем учащимся давать рыбу, может она им и не нужна в данный момент, точно так же пичкая готовыми знаниями, мы можем отбить у детей природную жажду к знаниям. Лучше дать детям удочку, научить самих добывать рыбу. И тогда они сами себя обеспечат рыбой в течение всей своей жизни. Важно научить детей думать, а прочитать и запомнить информацию можно в любом возрасте. А если ребенок не научится с самого детства информацию осмысливать, оценивать, потом поздно будет эту ошибку исправлять.

Успешное взаимодействие с учащимися основывается на взаимоуважении. Которое формируется годами на основе требовательности не только к воспитанникам, но прежде всего к самому себе. Без взаимоуважения – нет и уважения. Так называемый «плохой» ученик не значит плохой человек. Каждый ребенок вправе рассчитывать на внимание, заботу и любовь. Согласен с М.Волошиным в том, что «ребёнок – непризнанный гений средь буднично-серых людей». Учитель лишь тогда сможет научить чему-то детей, раскрыть их талант, одарённость, когда он любит их и свой предмет, передаёт им не только знания, но и частичку своей души. Необходимо помнить, что мы воспитываем ребёнка не только тогда, когда разговариваем, поучаем или даже приказываем – мы воспитываем наших детей в каждый момент нашей жизни, даже тогда, когда нас нет рядом – всё поведение учителя наполнено воспитанием (такова наша Миссия, нравится это нам или нет). Никогда не останавливаться на достигнутом, в работе учителя нет застоя или стагнации. Учитель живёт в постоянном саморазвитии, со сформированной внутренней потребностью постоянного самосовершенствования.

Благополучное развитие детей обеспечивается широким диапазоном включенности в творческую деятельность. Для этого на своих уроках стараюсь максимально учитывать индивидуальные способности и интересы учащихся. Практикую изучение программного материала по индивидуальной траектории, под которым подразумевается углублённое изучение отдельных разделов программного материала теми учащимися, которые проявляют особый интерес к предмету в целом или к определённой теме. Результатами такого подхода являются научно-исследовательские статьи учащихся, творческие проекты, конкурсные материалы и другие.

Реализовать задачи по успешной социализации сельских школьников в условиях многонациональной школы, в которой я работаю, позволяет поликультурное образование, в рамках которого применяется полипарадигмальный подход. Например, традиционная парадигма ориентирована на сформирование знаний, норм и стандартов. Технократическая парадигма помогает преломлять мир через призму поликультурности. Учебный материал рассматривается с разных точек зрения, развивается критическое мышление. Оптимальные условия для творчества и саморазвития учащихся предоставляет гуманитарная парадигма, в рамках которой активно реализуются различные жизненно-актуальные проекты. Такой комплексный подход гармонично развивает личность, способствует её успешной социализации и самореализации в современном динамично развивающемся обществе.

Своё эссе хотелось бы завершить словами А. Кунанбаева, великого казахского поэта, мыслителя и просветителя: «Достоинство человека определяется тем, каким путем он идёт к цели». Хочется пожелать, чтобы наш жизненный путь, по которому мы идём, был достоин высокого звания Человека, Учителя, и чтобы нашими попутчиками были только достойные люди.

 

 

Методический семинар «Поликультурное образование как фактор развития современной личности»

Методический семинар с вложенным текстовым файлом, презентацией с тестом (открывается в отдельном браузере) Скачать

Образование как составная часть культурной системы общества чутко реагирует на все происходящие социально-культурные изменения. Процессы глобализации, рост культурного многообразия, развитие миграционных процессов ставят перед образованием задачи формирования уважительной атмосферы в классах, продуктивной учебной деятельности в условиях многообразия культур и формирования личности, способной к успешной самореализации в поликультурной среде.

Решение современных вызовов общества возлагается на поликультурное образование, в рамках которого широко применяется парадигмальный подход.

Поликультурное образование развивается в рамках традиционной, технократической и гуманитарной парадигм.

В традиционной  парадигме поликультурного  образования происходит приобщение  учащихся к «общечеловеческим»  ценностям, включение ученика зрителем-участником  в поликультурные эмоционально-насыщенные  события: традиционные  этнокультурные праздники, фестивали, концерты, выставки и др.  В процессе такого диалога происходит освоение учеником ценностных отношений авторитетного для него лица.

В технократической  парадигме происходит приобретение  научных знаний о поликультурном  мире. Культурные явления трансформируются через поликультурную  призму, происходит усвоение знаний с учётом точки зрения различных культур.

В гуманитарной парадигме происходит  утверждение  поликультурных  ценностей в окружающей жизни, учащиеся осваивают активную жизненную позицию. Педагогическая позиция здесь – это поддержка. Педагоги побуждают учащихся к коллективным способам работы, консультируют  во время переговоров и помогают наладить процесс взаимодействия. А также происходит вовлечение ученика во взаимодействие с представителями разных  культур в широкой социальной действительности.

Рассмотрим реализацию программы «История Нырьинского поселения» в МБОУ «СОШ с.Нырья» Кукморского муниципального района РТ исходя из позиций полипарадигамльного подхода. На первом этапе реализуются принципы традиционной парадигмы. Главенствующими являются объяснительно-иллюстративные или репродуктивные методы поликультурного образования. Наиболее распространёнными являются рассказ учителя, представителей различных культур, объяснение новых культурных ценностей, наблюдение, лекция, консультация, работа с учебником, демонстрация видеофильмов, диалог или дискуссия с целью присвоения ценностей авторитетных лиц, разделяющих  ценности  межкультурного взаимодействия, усвоение знаний через включение ученика зрителем-участником в традиционные  этнокультурные праздники, фестивали, концерты, выставки.

При изучении темы «Легенды о происхождении деревень» организовываются встречи и диалог с пожилыми людьми округи, с людьми хорошо осведомленными в топографических легендах. Многочисленные презентации, подготовленные школьниками, позволяют расширить тему «Легенды о происхождении речек, оврагов, рощ, гор». Презентации помогают увидеть своими глазами места, о которых существуют интересные легенды. А ежегодно в конце учебного года организовываются экскурсии по родным местам. В результате учащимся предоставляется возможность увидеть изученный материал своими глазами, самостоятельного открытия известных в округе мест.

Занятие по теме «Праздники, обряды, традиции» вносит элементы инсценировки, в результате учащиеся выступают не просто в качестве зрителей, но и участников. Наиболее интересную форму эта тема приобретает в мероприятии «Вечер дружбы», проводимой ежегодно в январе с приглашением родителей учащихся, представителей старшего поколения. Вечер превращается в фестиваль обрядов и традиций народов, живущих в округе.

В технократической парадигме учащимся предоставляются  различные знания о родной и других культурах в сопоставлении. На занятиях учащиеся становятся «исследователями собственной этнической культуры», выполняют задания по изучению и демонстрации этнокультурного  наследия своей местности и проводят параллели с историей других культур и народов.

В ходе реализации программы постоянно подчёркивается культурное и социальное разнообразие общества во всей полноте. Например, процессы коллективизации, репрессий и раскулачивания рассматриваются с разных позиций, при котором учащимся прививается ценностное, уважительное отношение к прошлому своего народа. Например, тема «Промыслы» в рамках этой парадигмы изучается в сравнении с деятельностью людей по региону и стране, также проводится сопоставительный анализ промыслов прошлого с занятиями современного села.

Широко используются на занятиях элементы технологии развития критического мышления, которые помогают преломлять программный материал с разных точек зрения и культурных позиций. Любимыми приёмами для учащихся являются: кластер, синквейн, чтение с остановками, корзина идей и т.д. В «Корзина идей» ценность представляют все предположения учащихся как подтверждающиеся материалами учебного пособия, так и не нашедшие в них отражения, потому что они могут открыть возможности для конструирования новых индивидуальных образовательных траекторий. Приём «Шесть шляп мышления» позволяет критически рассмотреть изучаемый материал, формирует поликультурное мышление у ученика, они приобретают навыки трансформации материала через поликультурную призму. Этот приём помогает увидеть культурное разнообразие мира.

Широко используются и тестовые технологии. Наряду с готовыми тестами при помощи  редактора ЕasyQuizzy создаём и свои,  таким образом работа приобретает творческий характер. Полезным в плане развития поликультурного образования явился и сам проект по переводу интерфейса редактора ЕasyQuizzy на удмуртский язык. В ходе перевода интерфейса программы пришлось параллельно работать над пятью языками: удмуртским, русским, татарским, английским и немецким.

В рамках гуманитарной парадигмы лич­ность ребенка занимает центральное место. Целью становится поддержка и развитие личности ученика, зало­жение синергетических механизмов, формирование у учащихся устойчивого поведения по нахождению взаимообогащающих  решений и действий в поликультурном мире.

В ходе реализации программы прививается ценностное отношение к различным историко-культурным периодам.  Образовательный процесс организовывается в русле диалога, развития, творчества и интеграции. Учащиеся становятся проводниками поликультурных ценностей в социокультурном пространстве села, не только под руководством учителя, но и самостоятельно.

Реализация гуманитарной парадигмы является одним из сложных, но востребованных. Наиболее оптимальным является проектная технология, которая стимулирует активное взаимодействие учащихся с социумом. Педагогическая позиция заключается в поддержке творческого поиска ученика при построении индивидуальной образовательной траектории.

Таким образом, условия для эффективной и результативной организации поликультурного образования предоставляет полипарадигмальный подход, который помогает понять возможности и риски внедрения каждой из парадигм. Например, традиционная парадигма ориентирована на знания, нормы и стандарты, но мало учитывает личность участников образовательного процесса. Технократическая парадигма преломляет мир через призму поликультурности. Явления рассматриваются с разных точек зрения, развивается критическое мышление, но при этом технократическая парадигма имеет регламентирующий, алгоритмизированный, программированный характер. Оптимальные условия для творчества и саморазвития предоставляет гуманитарная парадигма. Но эта парадигма успешно реализуется только при активном усвоении учащимися ценностей традиционной и технократической парадигм. Только при таком полипарадигмальном подходе можно сформировать личность, поведение которой определяется чувствительностью к культурным различиям, уважением к уникальности культуры каждого народа, терпимостью к необычному поведению, желанием позитивно относиться ко всему неожиданному, готовностью реагировать на изменения, гибкостью в принятии оптимальных решений и отсутствием культурных предрассудков.