Термины. Специальные слова (профессионализмы). Жаргонизмы.

Скачать материал можно на сайте http://shukowwt.ucoz.ru/ СКАЧАТЬ

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты

Личностные УУД:

  • учащиеся развивают учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • учащиеся планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Коммуникативные УУД:

  • учащиеся адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, владеют диалогической формой речи.

Познавательные УУД:

— осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников

Предметные:

Ученики учатся:

Распределять слова по тематическим группам, осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и ситуацией общения

Основные понятия: термины, специальные слова, профессионализмы, жаргонизмы

Межпредметные связи:  литература

Предметно-образовательная среда:
Учебник «Русский язык. 6 класс. под ред. Е.А. Быстровой», М.: «Русское слово», 2013 г.; проектор, экран, презентация, опорные схемы, тексты, алгоритм проверки лексики ограниченного потребления, эталоны для самопроверки, тестовые задания, оценочные листы

Формы работы на уроке: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах.

Методы: наглядный, словесный, репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

На уроке реализуются принципы: доступности, научности, наглядности.
Ход урока

 

  1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Ученики. Здравствуйте!

Учитель. Наш сегодняшний урок мы начнём с афоризма – английского критика, лексикографа, эссеиста и поэта эпохи Просвещения Сэмюэла Джонсона «Язык – одежда мыслей». Как вы думаете, что хотел сказать         С. Джонсон этими словами?

Ученики. Свои мысли мы выражаем словами. Мы должны быть внимательными к своему языку, словам, которые мы используем. Мы не можем надеть любую одежду, это зависит от того, куда мы идём, с какой целью одеваемся, какая погода на улице… Мы должны грамотно выражать свои мысли, подбирать уместные  слова. Одежда многое может рассказать о человеке. Наши мысли, ум и воспитанность проявляются через слова, нашу речь. Действительно, наш язык является одеждой наших мыслей.

Учитель. Правильно. А употребления каких слов мы должны избегать в своей повседневной речи?

Ученики. Наряду с общеупотребительными словами имеется и лексика ограниченного употребления: диалектизмы, термины, профессионализмы и жаргонизмы. Эти слова встречаются в речи людей  или живущих на одной территории, или принадлежащих к одной профессии либо к определённой социальной группе. Поэтому при употреблении этих слов, мы должны быть осторожны.

 

II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5 мин.)

Учитель. Ребята, насколько хорошо вы усвоили диалеектизмы, мы узнаем из проверки нашего домашнего задания. Для этого мы разделимся на группы:

кто выполнил 1 задание – 1 группа,

2 задание – 2 группа,

3задание – 3 группа

4 задание – 4 группа.

(кто выполнил несколько заданий, выбирает группу по возрастающей, учащиеся проверяют задания по образцу)

На выполнение задания 1 минута.

Эталон для 1-й группы.

Диалектные слова: цыбуля, кавун, макуха.

Общеупотребительные слова: огурец, тыква, небо.

Эталон для 2-й группы.

Общеупотребительные слова Диалектизмы
Ива, жмых, пусть, завязка, ощипывать, дуршлаг, или, чердак, лестница Верба, макуха, поворозка, скубать, цедылок, чи, горище, дробына

Эталон для 3-й группы

Диалектные слова в тексте Н.Краснова: кажи, послухаемо, агромадными, чи, шо, хто, тоби, це, казав, ведьмак, дывлюсь, нема, робить.

Текст Н.Краснова

«- А сказать тебе, почему лошадь слушается человека?

— Ну, кажи, кажи. Послухаемо.

— Заметь, какой у лошади глаз. Выпуклый. Как лупа. Значит, все перед ней в увеличенном виде. Представляешь, какими она видит нас! Агромадными великанами! Ну и боится. Потому и слушается.

— Чи ты дурень, чи шо? Хто тоби це казав?

— Ведьмак жил у нас в деревне…

— Брешет твой ведьмак! Лошадь не потому подчиняется, что боится, а потому, что доверяет, любит… Дывлюсь я, Ершов, зачем ты тут? Возле коня тоби нема шо робить. Ты не казак!»

4 группа – творческое задание. Ребята зачитывают по очереди диалектные слова, выписанные из художественных произведений, приводят нейтральные синонимы. Например, А.С. Пушкин «Зимнее утро»: «вечор» — вчера, «запречь» — запрячь…

Учитель. Поднимите карточки с весёлыми смайликами те, у кого не было ошибок, с нейтральными у кого 1-2 ошибки, у кого больше – грустный смайлик? Почему были допущены ошибки?

(Ученики в своих группах объясняют причины своих ошибок).

Учитель. Почему наряду с диалектизмами термины, профессионализмы и жаргонизмы не являются общеупотребительными словами?

Ученики. Эти слова встречаются в речи людей принадлежащих только к одной профессии или лишь к определённой социальной группе, поэтому они не входят в состав общеупотребительных слов.

Учитель. А вы сможете распределять термины, профессионализмы и жаргонизмы по тематическим группам, выбирать и употреблять их в соответствии со значением и ситуацией общения?

Ученики. Нет. Мы пока затрудняемся.

Учитель. Каких знаний и умений нам не хватает, что мы знаем? Заполняем нашу таблицу ЗХУ: я знаю/ хочу узнать. На выполнение задание 1 минута.

 

III. Выявление места и причины затруднения. ( 5 минут)

Учитель. Ребята, чтобы расширить наши знания о терминах, профессионализмах и жаргонизмах, мы заполним таблицу, со словами данными ниже. При выполнении задания опирайтесь на таблицу. Время на выполнение задания 2 мин.

Понятия Сфера употребления Примеры
Термины Обычно используются в научной и учебной литературе, научных докладах и сообщениях. Предложение, словосочетание, трапеция, параллелограмм
Специальные слова (профессионализмы) Употребляются в художественной литературе, чтобы показать специфику, особенности труда, быта, общения. Беседка- подвесное сиденье,кошка -небольшой якорь.

 

Жаргонные слова (жаргонизмы) В непринуждённой беседе училка/учиха — учительницапара — двойка

трояк — тройка

шпора — шпаргалка

математичка, русичка, историчка и т.д. — учителя по математике, русскому языку, истории

контра — контрольная работа

домашка — домашнее задание

 

Термины Профессионализмы Жаргонизмы

Винда, чувак, лексика, поршень, дробь, гёлфренд, антоним, джобать, стихотворение, прилагательное, грунтовать, уравнение, крутой, баранка, хата, рифма, заглючил

(ученики выполняют индивидуально)

Учитель. Теперь обменяйтесь тетрадями, осуществляем взаимопроверку по эталону.

Эталон:

Термины Профессионализмы Жаргонизмы
рифма, дробь, прилагательное, лексика, антоним, стихотворение, уравнение поршень, баранка, грунтовать, скальпель Винда, джобать, заглючил, чувак, гёлфренд, крутой, хата

Учитель. Ребята, все ли выполнили задание правильно, что является для вас непонятным, вызывает затруднения?  Почему?

Ученики. Мы не всегда можем правильно распределить слова по тематическим группам, не можем дать полный исчерпывающий ответ на вопрос: что такое термины, профессионализмы и жаргонизмы.

Учитель. Заполняем нашу таблицу ЗХУ: я знаю/ хочу узнать. На выполнение задания 1 минута.

  1. I Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство). (10 минут)

Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Ученики. Научиться распределять слова по тематическим группам, научиться использовать слова в соответствии с их значением и ситуацией общения, также оценивать собственную  и чужую речь с точки зрения точности, уместности и выразительности.

Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?

Ученики. Термины. Специальные слова (профессионализмы). Жаргонизмы.

Учитель. Сейчас разделимся на 3 группы и будем рисовать на ватмане кластер. 1 группа на тему «Термины», а 2 группа – «Профессионализмы» и 3 группа – «Жаргонизмы». При выполнении данного задания обращаемся к правилам учебника. Время на выполнение — 5 минут.

Примерный образец: Кластер«Термины»:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кластер «Профессионализмы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кластер «Жаргонизмы»:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель. Каждая группа объясняет свою работу. Всё ли у Вас получилось?

(Учащиеся демонстрируют свои работы).

 

  1. Реализация построения проекта (7 мин.)

Учитель. Ребята, используя правила из учебника, наш кластер и алгоритм, ответьте на вопросы и заполните индивидуально следующую таблицу письменно.

Понятия Определение Сфера употребления Примеры

— Какие слова называются терминами? Какова сфера их употребления? Приведите примеры терминов.

— Какие слова называются профессионализмами? Сфера употребления и с какой целью употребляются профессионализмы?

— Какие слова называются жаргонизмами? Где используются жаргонизмы? Приведите примеры жаргонизмов.

Учитель. Все завершили работу? Объясните соседу по парте свои записи, опираясь на примерный образец:

Учитель. Кто выполнил задание без ошибок? Какие ошибки были допущены и почему? Как преодолеть затруднение при определении терминов, профессионализмов и жаргонизмов?

Ученики. Обратиться к эталону.

Учитель. Выполните письменно задания, которые могут встретиться на ОГЭ:

А. В каком словосочетании есть профессионализм?

  • орфоэпические нормы;
  • приятная улыбка;
  • медвежья берлога;
  • бронзовый памятник

Б. Замените просторечное слово «смазал» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(17)На следующий день, после того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал…

В. Замените просторечное слово «обалденный» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(14)Мама на следующий же день потащила Веньку в магазин, где они купили обалденный, как ему тогда в горячке показалось, бежевый пиджак

Учитель. Обменяйтесь с соседом по парте. Проверяем по эталону. Все правильно определили? Какое задание у вас вызвало затруднение и почему? Поставьте на полях знак  «+», у кого нет ошибок и «-», если есть ошибки.

Эталон:

А: Орфоэпические нормы.

Б: ударил.

В: замечательный

Физкультминутка. Эмоциональная разрядка:

  • нахмуриться, как рассерженный человек
  • улыбнуться, как ребенок, который увидел чудо
  • устать, как папа после работы,
  • отдохнуть как ребёнок, который много потрудился.

 

  1. VI. Первичное закрепление во внешней речи (5 мин).

1.Фронтальная работа.

Учитель. Найдите и объясните «ошибки»: Ноздрёв всячески страшал Чичикова.

Ученики. Страшал — диалектизм

Учитель: Манилов надеялся, что Чичиков станет его крышей.

Ученики: Крышей — жаргонизм

Учитель:  С трудом можно было узнать, из чего состояла одёжка Плюшкина. Ученики: Одёжка — диалект.

Учитель:  Манилов долго трепался с Чичиковым.

Ученики: Трепался — жаргонизм

2.Работа в группах.

Учитель. Прочитайте текст упражнение 91, назовите правильно слова с пропущенными буквами. Объясните правописание слов. Назовите термины, объясните их.

3.Индивидуальное задание.

Учитель. Прочитайте текст упражнение 93, назовите правильно слова с пропущенными буквами. Объясните правописание слов. Назовите профессионализмы – синонимы к слову зайчонок. Какие охотничьи слова вы слышали или знаете? Объясните их значение.

Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? Заполняем таблицу ЗХУ (1 мин.).

 

VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону (3 мин).

Учитель. Ребята, распределите следующие слова по этим трём группам:

  1. Профессионализмы:
  2. Жаргонизмы:
  3. Термины:
    Державка, зависнуть ( о компьютере) , винт (винчестер), фонема, капуста (деньги), косинус, отксерить ( сделать копию на ксероксе), интеграл, морфема, грузить ( обременять ненужной информацией), клеиться (ухаживать), салага ( молодой неопытный моряк), подвал (нижняя часть газетной страницы), рогач (приспособления для того, чтобы доставать посуду из печки), идеализм, ляп (опечатка), шнурки (родители), наезжать (обижать), интерференция, глючить (работать с неполадками), отвалить (оставить в покое), баксы, аппликатура, клево, анабиоз, клево, брательник.

Учитель. Завершили работу? Обменяйтесь тетрадями, проверяем по эталону. Поставьте на полях знак  «+», у кого нет ошибок и «-», если есть ошибки. Почему были допущены ошибки?

Эталон:

  1. Профессионализмы: державка, винт, отксерить, салага, подвал, рогач, ляп, глючить.
  2. Жаргонизмы: зависнуть, капуста, грузить, клеиться, шнурки, наезжать, отвалить, баксы, клево, брательник.
  3. Термины: фонема, косинус, интеграл, морфема, идеализм, инференция, аппликатура, анабиоз

 

VIII. Включение в систему знаний и повторение (5 мин).

Учитель. Для отработки навыков практического применения нового знания выполним упражнение 95. Прочитайте отрывок из книги С.Лавровой «Русский язык: страницы истории».

1.Фронтальная работа.

Учитель. Понятно ли вам, о чем говорил Ванечка  (см.первый абзац)?

-Прикинь аппарат мой летит по Фуршатской, только кегли в стороны шарахаются! Пулемётчик притих, руками арбузную корку придерживает. Прикинь, разве не круто?

Выпишите жаргонизмы. Уместно ли употребление   жаргонизмов в речи?

Проверка по эталону.

Жаргонизмы: прикинь, аппарат, летит, кегли, шарахаются, пулемётчик, арбузную корку, круто.

  1. Групповая работа.

Учитель. «Переведите» на литературный язык, используя общеупотребительную лексику, то, чём говорил Ванечка.

Проверка по эталону.

Представь себе, мотоцикл мой мчится по Фуршатской улице ,только  колёса бросаются из стороны в сторону. Пассажир притих, руками мотошлем придерживает. Разве это не замечательно?

  1. Индивидуальное задание.

Учитель. Перечитайте последний абзац текста.

Во все времена  молодёжь пыталась говорить на своем языке. Сленг байкеров (мотоциклистов) уйдёт в небытие точно так же, как в своё время ушёл жаргон нигилистов XIX века, футуристов начала XX , хиппи 60-х

Согласны ли вы с мнением автора. Порассуждайте об этом.

Проверка по эталону.

Судьба сленговых слов и выражений неодинакова: одни из них с течением времени настолько приживаются, что переходят в общеупотребительный язык; другие существуют лишь какое-то время вместе со своими носителями, а затем забываются даже ими, не доживая до физической смерти последних.

Сленг байкеров, считаю, забудется. Во-первых, сущностной характеристикой сленга выступает то, что он не предназначен для того, чтобы быть понятным для всех. Она порой превращается в непереводимую игру слов. Во-вторых, сленг сочетает в себе некоторую грубость, эмоциональную отстраненность. А грубость не способна жить долго. В-третьих,  известно, что молодые люди все-таки весьма избирательны в выборе языковых средств для общения с разными категориями людей.

Таким образом, лексика байкеров может исчезнуть так же, как в своё время ушёл жаргон нигилистов XIX века, футуристов начала XX , хиппи 60-х

Учитель. Осуществляем самооценку. Поставьте на полях знак  «+», если нет ошибок и «-», если были ошибки.

1Х. Рефлексия учебной деятельности (3 мин).

Учитель. Чему был посвящен урок?

Ученики. Терминам, специальной лексике, жаргонизмам.

Учитель. Чему мы научились?

Ученики. Распределять слова по тематическим группам. Выбирать и употреблять слова в своей речи в зависимости от их значения и ситуации общения.

Учитель. Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их, опираясь на свою таблицу ЗХУ, а также знаки «+» и «-» на полях тетради:

  • .сегодня я узнал…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…
  • преимущественно в книжной речи употребляются …
  • преимущественно в устной речи употребляются…

Учитель. Об особенностях употребления книжной и разговорной лексики мы поговорим на следующем уроке. Сейчас я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1.«Что я могу рассказать о профессионализмах и жаргонизмах»

2.Сочинение  « Профессия моих родителей. Профессионализмы, которые они часто употребляют на работе»

3.Составить «Словарик  жаргонизмов школьника»

Запись опубликована в рубрике Разработки уроков. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *