«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – поэма об историческом прошлом Руси

Материал можно скачать с сайта http://shukowwt.ucoz.ru/ СКАЧАТЬ

Тема урока: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»  –  поэма об историческом прошлом Руси

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты

Личностные УУД:

  • учащиеся формируют осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • учащиеся планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Коммуникативные УУД:

  • учащиеся адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, владеют диалогической формой речи.

Познавательные УУД:

— осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Предметные:

Ученики учатся:

оценивать характеры героев, их поступки; понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; овладеть знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.

Основные понятия: опричнина, земщина,  купечество, кулачные бои, домострой

Межпредметные связи:  история, искусство

Предметно-образовательная среда:
Учебник «Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В.Я Коровина и др.», М.: «Просвещение», 2013 г.; проектор, экран, презентация, опорные схемы, тексты, эталоны для самопроверки, тестовые задания, оценочные листы

Формы работы на уроке: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах.

Методы: наглядный, словесный, репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

На уроке реализуются принципы: доступности, научности, наглядности.

 

Ход урока. 

 

  1. Мотивация к учебной деятельности (1 мин.) 9.55-9.56 Слайд 1

Учитель.  Здравствуйте, ребята!

Ученики. Здравствуйте!

Учитель. Ребята, улыбнитесь и поприветствуйте друг друга. Сегодня на ваших партах имеются смайлики. И в конце урока вы их подарите тому, кто активнее всего работал на уроке или помогал тебе. И сами будьте активны, ведь кто-то, возможно, подарит свой смайлик и тебе.

  1. II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5 мин.) 9.56-10.01 Слайд 2

Учитель. Наш урок мы начнём с традиционной проверки домашнего задания. Какое произведение мы сейчас изучаем?

Ученики. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Учитель. А кто написал эту поэму?

Ученики. Михаил Юрьевич Лермонтов.

Учитель. Правильно. Дома вы внимательно прочитали поэму, посмотрели по сноскам или по словарю незнакомые слова. Насколько внимательно вы выполнили эти задания мы узнаем в течение урока, а сейчас проверим ваши вопросы по прочитанной поэме. Свой вопрос прочитает … Кому адресуешь свой вопрос? (Ученики по цепочке задают друг другу вопросы и отвечают на них)

III. Выявление места и причины затруднения. ( 3 минут)10.01-10.04 Слайд 3!

Учитель. Молодцы, ребята! А сейчас разберём высказывание В.Г. Белинского:

«Поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в историческое прошедшее».

Учитель. О каком поэте он говорит?

Ученики. О Михаиле Юрьевиче Лермонтове.

Учитель. Что он говорит о нём?

Ученики. Он не удовлетворен настоящим, и он перенесся в историческое прошлое.

Учитель. В какую историческую эпоху он перенесся?

Ученики. В эпоху царя Ивана Грозного.

Учитель. Что вы можете рассказать об Иване Грозном, об опричниках, о жизни купцов, о семейных традициях на Руси 16 века?..

Ученики. Подробно ответить на эти вопросы мы затрудняемся.

  1. I Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство). (10 минут) 10.04-10.14 (Слайд не переключать!!!)

Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Ученики. Расширить знания об Иване Грозном, об опричниках, о жизни купцов, о семейных традициях на Руси в 16 веке.

Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?

Ученики. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» — это поэма об историческом прошлом Руси

Слайд 4

Учитель. Сейчас разделимся на 2 группы и будем рисовать на листке Приложение 2 кластер. Тема кластера «Эпоха царя Ивана Грозного» При выполнении данного задания обращаемся к Приложению №1. Время на выполнение — 5 минут.

Карамзин Н.М. «История государства Российского» (адаптированный текст)

Но сей государь был тиран!

После казней людей, обвиненных в измене  государству, Иван Грозный начал создавать дружину — опричнину. В главе дружины сидели Алексей Басманов, Малюта Скуратов, князь Афанасий Вяземский и другие любимцы царя. К ним приводили молодых бояр, которые отличались не достоинствами, а силой, удальством, распутством, готовностью на все. Было важно, чтобы молодые опричники не имели никакой связи со знатными боярами. Неизвестность, самая низость происхождения вменялась им в достоинство. Вместо тысячи царь избрал 6000 опричников и взял с них присягу служить ему верою и правдою, доносить на изменников, не дружить ни с кем кроме опричников, не знать ни отца, ни матери, знать единственно царя. За то Иван Грозный дал им не только земли, но и дома и всю собственность старых владельцев, которых выгнали из своего дома. Многие из них были люди заслуженные, израненные в битвах, с женами и детьми шли зимою пешком в отдаленные пустые поместья. Опричники из нищих сделались большими господами, они хотели богатой жизнью украсить свою подлость, любили деньги, брали с крестьян большие налоги, заставляли много трудиться.

Скоро увидели, что Иван Грозный предает всю Россию в жертву своим опричным: они были всегда правы в судах, а на них не было ни суда, ни управы. Опричник мог совершать злодеяния, преступления, а в случае жалобы на него брал штраф.

Иногда слуга опричника, исполняя волю господина, с некоторыми вещами прятался в доме купца или дворянина. Опричник заявлял якобы о его бегстве, якобы он украл у него вещи, находил своего беглеца с вещью и штрафовал с невинного хозяина пятьсот, тысячу или более рублей. Не было никакой жалости: нужно было сразу заплатить, иначе должника выводили на площадь и секли его всенародно до выплаты денег.

Иногда опричник сам замечал что-нибудь ценное в купеческой лавке. Затем возвращался с приставом и якобы за украденную у него вещь разорял купца. Иногда, схватив человека на улице, вели его в суд, якобы он обидел, бранился. Ведь обидеть или бранить опричника означало оскорбить самого царя. В таком случае невинный человек спасался от телесной казни тягостной денежной платой.

Одним словом, люди земские, от дворян, купцов до простых граждан, были безгласны, беззащитны против опричников. Чем более народ ненавидел опричников, тем более государь им доверял. Затейливый ум Иоаннов изобрел достойный символ для своих ревностных слуг: они ездили всегда с собачьими головами и с метлами, привязанными к седлам, в ознаменование того, что грызут врагов царя и метут Россию.

(Каждая группа защищает свой кластер).

Примерный кластер:

  1. Реализация построения проекта (7 мин.) 10.14-10.21 Слайд 5

Учитель. Ребята, а теперь заполним следующую таблицу:

Персонаж Эпитеты, характеристика
Царь Иван Грозный
Опричник Кирибеевич
Купец Калашников
Алёна Дмитриевна

Для выполнения этого задания обращаемся к учебнику. Ученики под №1 описывают царя Ивана Грозного, №2 – молодого опричника Кирибеевича, №3 – купца Калашникова, №4 – Алёну Дмитриевну

Ученики заполняют таблицу в группах. Примерный образец:

Персонаж Эпитеты, характеристика
Царь Иван Грозный брови черные, очи зоркие, подозрительный, властный, добрый к опричнику, казнит Калашникова, обещает позаботиться о семье купца
Опричник Кирибеевич удалой боец, буйный молодец, широка грудь, дума крепкая, недостойный раб царя, лукавый раб, разбойник, охульник, молодой, красивый, сильный, хвастливый, бусурманский сын
Купец Калашников молодой купец, статный молодец, смелый купец, удалой боец, речь ласковая, глава семьи, дома, опора семьи, защитник чести, жены и всего своего рода, старший брат, красно солнышко, лихой боец, душа грешная
Алёна Дмитриевна замужняя, венчанная в церкви, верная жена, русская красавица, любит мужа, семью, ухаживания Кирибеевича считает своим страшным позором

Учитель. У всех ли получилось? У кого нет? Почему?

(рефлексия выполненной работы)

  1. VI. Первичное закрепление во внешней речи (5 м). 10.21-10.26 Слайд 6,7,8!

Учитель. А теперь первая группа защищает героев, а вторая группа – осуждает. Можете консультироваться друг с другом, если кто знает – сразу отвечаем.

Персонаж Эпитеты, характеристика Вопросы
Царь Иван Грозный брови черные, очи зоркие, подозрительный, властный, добрый к опричнику, казнит Калашникова, обещает позаботиться о семье купца Милостив или жесток?
Опричник Кирибеевич удалой боец, буйный молодец, широка грудь, дума крепкая, недостойный раб царя, лукавый раб, разбойник, охульник, молодой, красивый, сильный, хвастливый, бусурманский сын Удалой боец или охульник?
Купец Калашников молодой купец, статный молодец, смелый купец, удалой боец, речь ласковая, глава семьи, дома, опора семьи, защитник чести, жены и всего своего рода, старший брат, красно солнышко, лихой боец, душа грешная Защитник чести или убийца?

(Учащиеся по группам осуждают и защищают героев).

VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону (4 мин). 10.26-10.30

(Слайд не включать!!!)

Учитель. А сейчас индивидуальные задания для учащихся в формате ЕГЭ (адаптированное). Выполните задания на листочке:

Задание В2. Укажите жанр произведения «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

А) Поэма Б) Романс В) Сказание

Задание В3. Назовите средство характеристики героя, строящееся на описании его внешнего облика:

«Ходит плавно – будто лебёдушка;

Смотрит сладко – как голубушка;

Молвит слово – соловей поёт;

Горят щёки её румяные,

Как заря на небе Божием;

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетённые,

По плечам бегут, извиваются,

С грудью белою цалуются».

А) Олицетворение Б) Портрет В) Диалог

Задание В4. Установите  соответствие  между  персонажами  и  их  характеристиками.  К  каждой  позиции  первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца:

Персонажи Характеристики
А) Иван Грозный 1) любит семью
Б) Кирибеевич 2) подозрительный, властный
В) Калашников 3) бусурманский сын, охульник
Г) Алёна Дмитриевна 4) глава семьи, дома

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

Задание В5. Как называлась дружина, служащая Ивану Грозному верою и правдою?

А) Гвардия Б) Казаки В) Опричнина

Задание В6. Как  называется  использованная  в  данном  фрагменте  форма  общения  между  персонажами, основанная на обмене репликами?

«Ты скажи, скажи, Еремеевна,

А куда девалась, затаилася

В такой поздний час Алёна Дмитриевна?

А что детки мои любезные –

Чай, забегались, заигралися,

Спозаранку спать уложилися?»

«Господин ты мой, Степан Парамонович,

Я скажу тебе диво дивное…»

А) Портрет Б) Диалог В) Характеристика

Учитель. Завершили задание? Обменяйтесь листочками с партнерами по плечу. Взаимопроверка по эталону. Если правильно выполнено задание, на полях ставим «+», если есть ошибка – «-»

Слайд 9

Эталон:

В2 – А) Поэма

В3 – Б) Портрет

В4 —

А Б В Г
2 3 4 1

В5 – В) Опричнина

В6 – Б) Диалог

VIII. Включение в систему знаний и повторение (6 мин). 10.30 – 10.36 Слайд 10

Учитель. Как мы видим, герои нашей поэмы очень сложные, противоречивые. Эта сложность характеров литературных героев всегда привлекала кинематографистов, театральных режиссёров. Но у «Песни про купца Калашникова» история особая. Нет ни одного фильма, снятого по ней, практически не ставятся спектакли. Хотя в 1908 году сняли фильм, чёрно-белый, немой, но и он был утерян. А интересно было бы посмотреть фильм или спектакль по этому произведению?

Ученики. Да.

Учитель. Тогда представьте ситуацию: «Вы режиссёр театра, где готовится постановка спектакля «Песня про купца Калашникова». Составьте рекомендации для актёров, претендующих на исполнение роли Ивана Грозного».  Каким способом вы бы стали составлять эти рекомендации? Что в них отразили бы?

-Ученики. В рекомендациях надо показать актёру, как он должен выглядеть, как себя вести, разговаривать, какую черту характера подчеркнуть и т.д.

(Составление рекомендаций в опорной схеме)

Опорная схема:

1Х. Рефлексия учебной деятельности (4 мин). 10.36-10.40 Слайд 11

Учитель. Чему был посвящен урок?

Ученики. Изображению эпохи Ивана Грозного в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Учитель. А теперь попробуйте завершить эти фразы:

сегодня я узнал…

было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

мне захотелось…

(ответы учащихся)

Слайд 12

Учитель. Запишите домашнее задание: составить рекомендации для актеров по другим героям (минимум по одному герою)

(Комментированное выставление оценок)

А сейчас подошло время для подарков. Подарите свой смайлик тому, кто активнее всего работал на уроке, помогал тебе.

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                         

Запись опубликована в рубрике Разработки уроков. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *