Эссе «Я — учитель»

СКАЧАТЬ

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян…

Д.И. Менделеев 

 

С раннего детства мне знакома профессия учителя. Мне нравилась не только внешняя сторона, когда учитель стоит у доски, объясняет учебный материал или вовлекает нас в интересные дела, но и та, где учитель является родным человеком. Мне повезло, мой отец был учителем немецкого языка. Я с детства видел, как он готовится к урокам, переживает за своих учащихся, радуется их успехам. Поэтому у меня не было особых проблем с выбором профессии. Несмотря на то, что он уже давно на заслуженном отдыхе, он интересуется делами в школе, часто даёт мне советы, рекомендации. Удивительно, что его советы очень актуальны и сегодня. Это любовь и внимание к детям, создание условий для развития и успешной социализации учащихся, самоотдача в работе, постоянный творческий поиск и потребность в самосовершенствовании.

В своей работе стараюсь помочь каждому ученику проявить и раскрыть свои лучшие качества, научить самостоятельно осмысливать явления жизни, создавать ценностную картину мира, а не просто складывать в памяти до следующей контрольной, ЕГЭ или других «лучших времён» определённую сумму знаний. Зачем учащимся давать рыбу, может она им и не нужна в данный момент, точно так же пичкая готовыми знаниями, мы можем отбить у детей природную жажду к знаниям. Лучше дать детям удочку, научить самих добывать рыбу. И тогда они сами себя обеспечат рыбой в течение всей своей жизни. Важно научить детей думать, а прочитать и запомнить информацию можно в любом возрасте. А если ребенок не научится с самого детства информацию осмысливать, оценивать, потом поздно будет эту ошибку исправлять.

Успешное взаимодействие с учащимися основывается на взаимоуважении. Которое формируется годами на основе требовательности не только к воспитанникам, но прежде всего к самому себе. Без взаимоуважения – нет и уважения. Так называемый «плохой» ученик не значит плохой человек. Каждый ребенок вправе рассчитывать на внимание, заботу и любовь. Согласен с М.Волошиным в том, что «ребёнок – непризнанный гений средь буднично-серых людей». Учитель лишь тогда сможет научить чему-то детей, раскрыть их талант, одарённость, когда он любит их и свой предмет, передаёт им не только знания, но и частичку своей души. Необходимо помнить, что мы воспитываем ребёнка не только тогда, когда разговариваем, поучаем или даже приказываем – мы воспитываем наших детей в каждый момент нашей жизни, даже тогда, когда нас нет рядом – всё поведение учителя наполнено воспитанием (такова наша Миссия, нравится это нам или нет). Никогда не останавливаться на достигнутом, в работе учителя нет застоя или стагнации. Учитель живёт в постоянном саморазвитии, со сформированной внутренней потребностью постоянного самосовершенствования.

Благополучное развитие детей обеспечивается широким диапазоном включенности в творческую деятельность. Для этого на своих уроках стараюсь максимально учитывать индивидуальные способности и интересы учащихся. Практикую изучение программного материала по индивидуальной траектории, под которым подразумевается углублённое изучение отдельных разделов программного материала теми учащимися, которые проявляют особый интерес к предмету в целом или к определённой теме. Результатами такого подхода являются научно-исследовательские статьи учащихся, творческие проекты, конкурсные материалы и другие.

Реализовать задачи по успешной социализации сельских школьников в условиях многонациональной школы, в которой я работаю, позволяет поликультурное образование, в рамках которого применяется полипарадигмальный подход. Например, традиционная парадигма ориентирована на сформирование знаний, норм и стандартов. Технократическая парадигма помогает преломлять мир через призму поликультурности. Учебный материал рассматривается с разных точек зрения, развивается критическое мышление. Оптимальные условия для творчества и саморазвития учащихся предоставляет гуманитарная парадигма, в рамках которой активно реализуются различные жизненно-актуальные проекты. Такой комплексный подход гармонично развивает личность, способствует её успешной социализации и самореализации в современном динамично развивающемся обществе.

Своё эссе хотелось бы завершить словами А. Кунанбаева, великого казахского поэта, мыслителя и просветителя: «Достоинство человека определяется тем, каким путем он идёт к цели». Хочется пожелать, чтобы наш жизненный путь, по которому мы идём, был достоин высокого звания Человека, Учителя, и чтобы нашими попутчиками были только достойные люди.

 

 

Запись опубликована в рубрике Аттестация. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *