Итоги переписи-2010: Куда делись удмурты?

Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года неутешительны для многих народов. Произошло резкое сокращение численности финских народов (в т.ч. удмуртов), лишь ханты, манси и ненцы сумели нарастить численность.
По данным переписи населения за 2002 и 2010 годы следует, что общее количество удмуртов составляет 552 299 человек, а в 2002 году нас было 636 906. За 8 лет удмуртов стало меньше на 84607 человек, что составляет 10576 ежегодно или 881 ежемесячно. За 8 лет количество удмуртов уменьшилось на 13,28%. Если эта тенденция сохранится и в дальнейшем, (на сегодняшний день нет никаких предпосылок по изменению данной ситуации), то нынешнее поколение может стать свидетелем исчезновения удмуртов. Пока что нас может порадовать тот факт, что мы стоим на 13 месте в ряду многочисленных народов России, правда, нас опередили такие народы России, как азербайджанцы (Азербайджан) – 11 место, казахи – 10 место и другие. Наши соседи – татары, на 2 месте (на первом – русские), количество татар — 5 310 000 человек, в 2002 году было 5 550 000 (сокращение на 245 000).
Если подумать о цифрах, то становится страшно. Ведь каждая цифра – это живой человек, осознающий себя принадлежащим к тому или иному народу, являющийся носителем определённой культуры. Каждый народ имеет свою уникальную историю, есть чему поучиться у каждого народа. Только вместе мы сила, и будущее России именно в развитии этого яркого многообразия народов.
Можно бесконечно уповать на судьбу, безысходность, но этим делу не поможешь. Что может сделать каждый из нас в развитии культурного многообразия России, в развитии своего народа? Ведь и удмурты никуда не делись, просто они стали называть себя русскими или ещё какой-нибудь другой национальности. По данным переписи, из 552 299 удмуртов владеют родным языком лишь 324 338 человек (227 961 не владеют удмуртским) или лишь 59% удмуртов владеют своим родным языком. Сегодня самое время для увеличения количества часов на преподавание родных языков в учебном плане, но жизнь показывает обратное – в школах происходит лишь сокращение часов родного языка. В такой ситуации остаётся одно – увеличить количество и качество воспитательных мероприятий по привитию любви и интереса к родному языку и культуре. Использовать возможности родного языка при изучении других дисциплин, например, диалог культур, сопоставительная грамматика, билингвизм и другие. Работать над созданием комфортной социокультурной среды: библиотеки, дома культуры, рабочие места по месту жительства (большинство удмуртов проживает в сельской местности – 306 009 человек) и другие.

Литература
1. Российская газета Федеральный выпуск №5660 (284) «Российская газета» — Федеральный выпуск №5660 (284)
2. Удмуртлык http://vkontakte.ru/udmort
3. МариУвер mariuver.wordpress.com
4. Финугор http://finugor.ru/node/22478
Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Национальный_состав_России

Запись опубликована в рубрике Родителям о школе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *