Формирование успешной личности в условиях современной школы

Скачать Формирование успешной личности в условиях современной школы

В настоящее время в обществе наблюдается повышенный интерес к проблеме успешности, конкурентоспособности личности. Одним из приоритетных направлений в деятельности современных общеобразовательных учреждений является формирование успешных одарённых учащихся, готовых к позитивной самореализации в  реальных жизненных условиях. Предполагается формирование способностей у учащихся к выдающимся достижениям в самых различных социально значимых сферах человеческой деятельности, а не только в академической, учебной области.  Утверждая о формировании успешности в школе, мы должны принимать во внимание не только достигнутые успехи, но и те, которые могут проявиться в будущем, при определённых условиях.

По утверждению М.Волошина, «ребёнок – непризнанный гений средь буднично-серых людей», поэтому работа по выявлению и развитию таланта ребёнка должна проводиться не только с одарёнными детьми, но и со всеми воспитанниками. Должна быть тщательно выстроенная,  максимально индивидуализированная система развития творческого потенциала каждого ученика, реализация которой должна проходить непрерывно за время обучения ребёнка в школе с учётом благоприятных возрастных периодов.

Актуальность поддержки прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности подтверждается и в Национальной стратегии «Наша новая школа», где наряду с важнейшими направлениями образовательной деятельности, вопросам развития одаренных и талантливых детей уделяется особое внимание.

Деятельность учителя должна быть направлена на выявление интересов и способностей своих воспитанников. Можно смело утверждать, что половина учащихся обладают той или иной талантливостью, и при том их доля намного выше в начальной школе. Это говорит о том, что с одаренным ребенком необходимо начать работу с раннего детства. Важно развивать и прослеживать творческую траекторию развития каждого из них. В настоящее время во всех школах имеется банк данных о талантливых и одаренных детях. Большинство педагогов ведут мониторинг достижений и успехов каждого ученика портфолио. Мои воспитанники тоже имеют своё портфолио, а с созданием личного Интернет-сайта, мне удалось перевести портфолио учащихся в электронный вариант и разместить его на своём сайте. Теперь действенность портфолио намного увеличилось, учащиеся стали относиться к своим успехам и своему развитию более осознанно. Каждый успех младших учащихся по мере возможностей размещается в Интернете. Так на сегодняшний день у младших учащихся уже имеются ряд работ на моём сайте www.shukowwt.ucoz.ru: тест «Чудесный мир природы», тест по сказке Бр.Гримм, кроссворды по теме “Animals” и проектная работа учащихся 4 класса “Mein Haus”.

Только широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Для этого на моих уроках и занятиях максимально учитываются индивидуальные способности и интересы учащихся. Мной практикуется изучение программного материала по индивидуальной траектории, под которым подразумевается углублённое изучение отдельных тем учащимися, проявляющими особый интерес к данной теме, проблеме и предмету. Результатами такого подхода являются научно-исследовательские статьи учащихся, которые также размещены на моём личном сайте.

Мои воспитанники принимают участие  в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. На предметной олимпиаде по русской литературе ученица 10 класса Сабанаева Н. в 2008-2009 учебном году заняла 3 место на муниципальном уровне, а в 2009-2010 2 место. Андреева А. заняла в 2009-2010  учебном году 3 место по русскому языку. Проектная работа «Алеся – поэтический мир старшеклассницы» – сайт Андреевой Алеси, ученицы 11 класса, где представлен поэтический мир старшеклассницы: стихотворения, песни, статьи был представлен в районный конкурс «Юный программист» в номинации тематических WEB-сайтов и занял 3 место на муниципальном уровне. Работа «Топонимика деревень округа Нырьи», где представлены материалы кружка «LetterNet» по топонимике деревень округа Нырьи, под авторством Афиногентова В.Ю., ученика 11 класса, заняла 3 место и отмечена грамотой, «Простое или сложное числительное» – разработка Сабанаевой Н.В., ученицы 11 класса приняла участие в конкурсе VIII Международных юношеских научно-исследовательских чтений имени Каюма Насыйри. Исследовательская работа «Конечная морфема инфинитива в русском и немецком языках» — Сабанаевой Н.В., ученицы 10 класса, «Проблема власти и народа в русской литературе 2 половины 19 века» — авторский материал Афиногентова В.Ю., ученика 10 класса, «Мой путь в поэзии…  Самоанализ первых творческих шагов» – работа Андреевой Алеси, ученицы 11 класса были представлены на Межрегиональную исследовательскую конференцию школьников имени Р.И.Утямышева. «Всё для фронта, всё для Победы!», авторский материал Федотовой Н.А., ученицы 6б класса и «Победа ковалась и в тылу» — материал Сабанаевой Н.В., ученицы 11 класса — конкурсный материал о жизни села во время Великой Отечественной войны в рамках Всероссийского детско-юношеского литературно-художественного конкурса творческих работ «Я помню! Я горжусь!» «Мечты о справедливости в послереформенной России» – авторский материал Афиногентова В.Ю., ученика 11 класса, является победителем на муниципальном уровне и приняла участие в рамках в Региональном конкурсе творческих работ «Вдохновение».

Понимая важность внеурочной деятельности, мной была составлена «Программа курса по английскому языку «LetterNet» (Международный проект с использованием Интернет-технологий). В целях апробации программы организована переписка учащихся с использованием электронной почты по Интернету. Учащиеся в настоящее время уже имеют опыт переписки с десятками сверстников из самых разных стран на немецком и английском языках.  В ходе переписки они находят практическое применение знаниям, полученным на уроках, что повышает их личную мотивацию к изучению школьных учебных дисциплин.

Действенную помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности оказывает Интернет-сайт. Понимая важность самовыражения учащихся, в течение 2009-2010  учебного года мной были созданы 2 ученических сайта: www.lesya-a.ucoz.ru – сайт ученицы 11 класса Андреевой Алеси и www.sabanaewa.ucoz.ru – сайт Сабанаевой Натальи, ученицы 11 класса. На этих сайтах учащиеся размещают свои творческие работы, ведут учёт своим достижениям. Интернет-сайт даёт этим учащимся дополнительный стимул для саморазвития и самовыражения.

Успех ребенка во многом зависит от того, какой педагог с ним работает. Важно научиться технологиям работы по раскрытию и развитию одаренности детей. С этой целью систематично прохожу курсовую подготовку по повышению своей педагогической квалификации. За последние 3 года прошёл следующие курсы: «Управление образовательным учреждением на основе принципов маркетинга и менеджмента в новых экономических условиях», 2008 г., «Профессиональная компетентность учителя иностранного языка в условиях обновления содержания иноязычного образования», 2008 г., «Аутентичность в преподавании и изучении английского языка», 2008 г., «Технология развития критического мышления через чтение и письмо», 2010 г., «Разработка компетентностно-ориентированных заданий по учебным предметам», 2010 г. и другие.

В педагогической деятельности мной используются современные педагогические технологии, например, технология развития критического мышления. Эта технология помогает мне во многом понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с разных точек зрения. Применение элементов ТРКМ  создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.

Создание условий для развития личности ученика, как уже было отмечено, для меня является ключевой. Кроме того важно создавать творческую и инициативную микросреду, так как в одиночку очень сложно чего-либо достичь. В своей школе стараюсь создать условия для развития как учителей, так и родителей. С родителями проводятся всеобучи, также совместные с учащимися мероприятия, приглашаются они и на классные часы, различные конкурсы и соревнования. А учителя школы привлекаются на различные творческие мастерские, в частности 3 учителя школы прошли дистанционные Интернет-курсы в «Школе Лучшего Учителя» (ЛУЧ) по теме: «Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления». А дистанционные курсы по теме: «Разработка компетентностно-ориентированных заданий по учебным предметам» прошли 11 учителей из 34. Мне отрадно то, что учителя МОУ СОШ с.Нырья понимают важность самообразования и саморазвития личности учителя. Как уже было отмечено, от учителя зависит многое – будет ли учащийся развивать свою одарённость или он перейдет в число «буднично-серых людей».

Успешность детей сложное и многоаспектное явление. В школьной практике зачастую основное внимание уделяется в той или иной степени уже проявившимся видам одаренности и остаётся на заднем плане возможности ребёнка в некой перспективе, также частой проблемой является построение индивидуальной траектории развития каждого ребёнка, работа по раскрытию его скрытых возможностей. Решению этих проблем способствует творческая среда по вовлечению учащихся к продуктивной деятельности в самых широких сферах деятельности: участие на предметных олимпиадах, на научно-практических конференциях, в различных конкурсах, создание и развитие личных Интернет-сайтов по своим интересам, ведение переписки с зарубежными сверстниками и т.д.

Адекватное рассмотрение уникального по своей природе явления детской одаренности и успешности требует подхода, учитывающего как способности, так и особенности личности одаренного ребенка, его нравственного, духовного облика. Выявление одаренных детей должно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной программы идентификации одаренности ребенка. Более того, предъявляются особые требования к учителям, работающим с одаренными детьми, по формированию из ученика успешной социально-адаптированной личности.

Запись опубликована в рубрике Разработки по классному руководству. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *